Девяносто лет тому назад в центре Таллинна был открыт один из самых необычных памятников столицы – как по своему облику, так и по дальнейшей судьбе.
Практически исчезнувший из памяти горожан, он удивительным образом сохранился в первозданном виде – хотя ради этого ему и пришлось в свое время перебраться из Кесклинна на городскую окраину.
От северного фасада театра «Эстония» – под сень сосен кладбища Рахумяэ: туда, где обрели вечный покой жертвы трагических событий, в память которых монумент и был установлен.
Достойное намерение
Речь идет о памяти жертв ревельского «кровавого воскресенья» – расстрела рабочей сходки на Новом рынке 16 октября 1905 года. Буквально на следующий день после гибели свыше шестидесяти человек на месте трагедии был установлен деревянный крест, а на фонарном столбе со следами пуль повесили венок, перевитый траурной лентой.
Городская дума незамедлительно учредила специальный комитет по сбору средств на сооружение более солидного монумента: самый крупный денежный взнос на него сделал глава местного самоуправления Эраст Гиацинтов.
К началу декабря полуторамесячная «пора свобод» сменилась откатом к реакции. Грозная надпись на кресте «Да будет проклят тот, кто покусится сдвинуть его!» не остановила губернские власти: памятный знак был демонтирован.
Уничтожен полностью он все же не был: не совсем понятно, как, а главное – по чьей инициативе мемориальный крест был перенесен в часовню кладбища Рахумяэ, где в братской могиле были захоронены погибшие во время бойни на Новом рынке.
На свое изначальное место он был возвращен, судя по газетным публикациям, 30 июля 1917 года. А вот когда его сменил скромный деревянный монумент – сказать сложно: по всей видимости, не ранее чем через год-полтора.
Необходимость заменить временный памятник вновь зазвучала на страницах газет в 1927 году, когда музыкально-драматическое общество «Эстония» взялось за перестройку тыльного фасада своего театрального здания.
Участок, на котором располагался импровизированный памятный знак, формально принадлежал не городу, а театру. Потому и замена монумента была заботой членов и попечителей общества «Эстония».
«Насколько стало нам известно из частных источников, есть достойное намерение заменить жалкий деревянный крестик, – писала газета Postimees. – По слухам, монумент будет мраморным».
Сплав традиций
Идея пришлась к месту: не только потому, что события революции 1905 года воспринимались тогдашней ЭР как часть борьбы за свободу и независимость, но и по причинам несколько иного свойства.
Дело в том, что Таллинну как столице государства хронически не хватало достойных произведений монументальной пластики – и памятник в центре города был призван хотя бы отчасти восполнить их ощутимый дефицит.
Не откладывая дел в долгий ящик, объявили сбор пожертвований. Строительный подрядчик Трейбек пообещал безвозмездно соорудить основание монумента, владелец слесарной мастерской Кескер – выстроить декоративную ограду.
В конце октября 1927 года руководство общества «Эстония» решило обратиться сразу к двум ведущим скульпторам – Ферди Саннамеэсу и Яану Коорту – с просьбой заняться составлением проектов будущего памятника, из которых будет выбран лучший.
Коорт на призыв, судя по всему, откликнуться почему-то не поспешил. А когда собственный вариант предложил Саннамеэс, оказалось, что его сооружение окажется куда как более дорогостоящим и превышающим определенную изначально сумму в тысячу крон.
Становилось очевидно: для финансовых возможностей театральной дирекции возведение памятного знака исключительно своими силами – задача непосильная. И тогда общество «Эстония» решило обратиться за помощью к столичным властям.
Отцам города инициатива театралов пришлась по вкусу – чего, впрочем, нельзя было сказать о проекте Саннамеэса. Правлению Фонда изобразительного искусства было поручено незамедлительно провести новый конкурс.
Победителем его была признана работа 33-летнего скульптора Юхана Раудсеппа: мастера, переживавшего в ту пору переход от исканий в духе кубизма и конструктивизма к более реалистичной манере.
Предложенный им проект в равной степени сочетал в себе оба этих творческих направления: от первого явно был унаследован общий силуэт памятника, от второго – изображение в центральной его части.
На ступенчатом основании покоился параллелепипед с датой «1905». Из него вырастал диск с высеченными барельефами: с одной стороны – идущие рабочие, с другой – падающие под пулями.
Зубоскалы окрестили композицию «головкой сыра на рыночном прилавке». Но сам автор дал своему творению название одновременно емкое и исчерпывающее – «Колесо времени».
Глазами очевидцев
Судя по всему, первоначально установить памятник планировали к двадцатипятилетию трагических событий на Новом рынке – в середине октября 1930 года.
Уложиться в сроки не успели: в мире грянул глобальный экономический кризис и средств стало не хватать ни у общества «Эстония», ни у городской строительной комиссии.
По не ясным до конца причинам не был готов монумент и к объявленной в газетах предварительно дате 15 мая 1931 года: торжественное открытие удалось провести лишь в первые выходные лета.
Причем открывали памятник фактически дважды: вечером 6 июня состоялась церемония с участием главы местного самоуправления, следующим утром – с участием рабочих организаций и руководителей государства.
«Установленный на пьедестале диск – символ движения, – снимая со скульптуры покрывало, отметил мэр Антон Уэссон. – Колесо свободы, приведенное в движение двадцать пять лет тому назад, на своем пути не остановилось…»
«Те, кто двадцать пять лет тому назад пали жертвой, не могли себе и представить, что их ровесники в недалеком будущем станут гражданами свободного независимого государства», – произнес назавтра государственный старейшина Константин Пятс.
Непосредственный участник событий – находившийся, правда, на момент расстрела на Новом рынке в тюремной камере вышгородского замка социалист Михкель Мартна, напомнил, что среди таллиннцев есть не только жертвы, но и виновники трагедии.
«Полковник Миронов, который отдал роковой приказ „пли!“, живет в Таллинне, – сказал Мартна. – Мы ни в коем случае не призываем к мести ему. Но пусть этот памятник всегда будет напоминать виновным о тяжком душевном бремени».
Очевидцы расстрела на Новом рынке – тогдашние молодые рабочие, а ныне убеленные сединой пожилые горожане – толпились вокруг открытого монумента, вспоминая события, в память о которых он и был ныне установлен.
«Все, как на камне высечено, тогда и было, – передавал разговоры в толпе корреспондент газеты Uudisleht. – А вот эта сраженная пулей женщина – Марта Лепп, в нее от фонарного столба стреляли».
«Неужто прямо так и стреляли?» – удивляется парень помоложе. «Если не веришь – иди и сам проверь, – строго возражает ему старичок. – Вон, фонарь до сих пор на том самом месте стоит!»
* * *
Простоять перед северным фасадом театра «Эстония» «Колесу свободы» довелось без малого три десятилетия, пережив разрушение самого театрального здания в дни Второй мировой войны.
Вполне вписывающийся по своему содержанию памятник, однако, в середине пятидесятых годов показался городскому руководству недостаточно монументальным – и судьба его была решена.
Разрушать монумент, открытый, хотя, конечно, и лидерами «буржуазной» Эстонии, но под звуки не только «Марсельезы», но и «Интернационала», даже для тогдашних идеологов показалось не слишком уместным.
Поэтому летом 1955 года было принято решение скромный и объявленный «излишне формалистическим» памятник перенести на могилу жертв революции – а на его месте в центре города создать что-то более масштабное и пафосное.
Минуло еще полвека – и в обществе зазвучала противоположная точка зрения: дескать, давайте перенесем на Рахумяэ соцреалистический памятник работы Лембита Палутедера, а оттуда – вернем довоенную работу Юхана Раудсеппа…
Разговоры эти пока так и остаются разговорами. Возможно, оно и к лучшему. Нужды устраивать монументальные рокировки нет. Уместнее просто помнить о неисповедимых путях колеса истории. И не пожелать никому оказаться на его пути.
Йосеф Кац
«Столица»
Статья от 2010 года: http://tallinn.cold-time.com/?p=1259
Related posts
- Мир во время чумы, или как Старый Тоомас двух горожан примирил
- В поисках «отцовской темы» Таллинна: архитектура, скульптура, драматургия
- Глубоко демократический и гуманистический: памятник в сквере Таммсааре
- Неприметные метаморфозы: фасад театра «Эстония» в Таллине
- «В Тонди, строем, шагом марш!»: бурный век Тондиского военгородка.
Читать с монитора или экрана телефона удобно ни всегда. Предпочитая классический бумажный источник, где с лёгкостью и пометки поставить можно, обратимся к лучшему в Европе магазину литературы на русском языке.
Такой магазин, несомненно azon.market. Широкий выбор новинок! Цены в книжных магазинах, как правило близкие и отличаются не сильно. Именно потому при поиске где заказать и купить книгу в Европе, я выбираю azon.market. Во-первых, магазин расположен в Риге, а это особенно удобно по доставке заказа книг в Эстонию и Литву, в Таллин и Вильнюс, не говоря о других городах. Во-вторых, я живу в Таллине, и конечно, закажу дешевле и быстрее из Риги, чем к примеру, из Германии. В третьих, при заказе книг свыше 40 евро, доставят по Эстонии, Латвии и Литве до почтового автомата бесплатно. А если заказать свыше 65 евро, то могут задействовать курьерскую доставку на дом.
Во втором случае, уже не столь важно в какой части Европейского Союза вы живете, если конечно, ни в Греции, на Кипре или Мальте. Рижанам повезло особенно, им бесплатна доставка вне зависимости от суммы заказа.
Действует партнерская программа лояльности! Просто начните оформлять свой заказ, и система предложит вам доступные варианты доставки в вашу страну. Там же будут ясны все подробности.
Свой первый крупный заказ я сделал, в 2016-году. Доставка тогда заняла всего несколько дней. С тех пор, магазин постоянно держит в курсе о новинках и регулярных акциях. Позволяет иметь в руках новенькие, пахнущие типографской краской уютные книги, что обогащают знаниями, и дарят эмоции чтения. Отметил для желающих совершить путешествие в Таллин, несколько интересных путеводителей. Самый из них любопытный, Ольги Чередниченко. Её книга не просто справочник мест. Это личный опыт путешествий, не редко весьма нестандартный, автостоп и на автомобиле в одиночку! Не смотря, что книга издана в 2017 году, актуальна будет и через десять лет.
Вот, что она к примеру, там пишет: «Бывает, что при пересечении границ в развивающихся странах с путешественника пытаются стрясти пару долларов на некие «пограничные сборы». Всегда требуйте чеки. Примерно в 50% случаев данное требование волшебным образом отменит сбор. В развивающихся странах, выбирать отель лучше на месте. Дешевые отели просто не попадают в сети онлайн-бронирования». Эти её советы, конечно, не относятся именно к Прибалтике, но могут оказаться полезными впредь. Я бы не хотел рушить интригу и дам возможность узнать опыт Ольги вам самостоятельно.
Сфера же личных интересов лежит также в области художественной литературы, психологии и маркетинга. Вот книги, от которых я получил радость, прочитал или читаю в моменте сейчас, в 2022 году:
Не так давно, получил очередную партию книг с Azon.Market. Снял обзорное видео о достоинствах и недостатках. 05.11.2022:
Книга: Бодо Шефер, "Ментальная алхимия".
Книга: Бодо Шефер, "Законы победителей".
Книга: Бодо Шефер, "Я буду зарабатывать больше! Как постоянно увеличивать доходы".
Книга: Владимир Древс, "Миллионер с хорошей кармой".
Книга: Владимир Древс, "Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность".
Книга: Самюэль Хантингтон, "Столкновение цивилизаций".
Книга: Збигнев Бжезинский, "Великая шахматная доска".
Comment on “«Колесо свободы» с площади Нового рынка”