Война с монументами вышла на новый виток. Ряд членов Союза писателей Эстонии требуют убрать со стены Дома писателей на ул. Харью бронзовый барельеф Юхана Смуула. Правда, такие выдающиеся эстонские писатели как Андрус Кивиряхк, Рейн Вейдеманн, председатель СП Тийт Алексеев и другие не поддерживают эту инициативу, но подобные вопросы решаются большинством голосов.
Мы живем в опасное и нервное время
— В таком случае, какого развития событий нам ждать? Переименуют ли на Ласнамяэ мост Юхана Смуула и улицу Смуули теэ?
— Вопрос интересный, — говорит мой собеседник, замечательный эстонский писатель и близкий родственник Юхана Смуула Юло Туулик. И поясняет степень родства. — У моего деда было девять сыновей и одна дочь. Я — сын одного из сыновей, а Юхан Смуул — единственной дочери. Так что мы с ним двоюродные братья, несмотря на 18-летнюю разницу в возрасте.
А эта история с барельефом… Знаете, я бы начал с более или менее широкого обобщения того времени, в котором мы сегодня оказались.
Это очень опасная, нестабильная и проблемная эпоха. И чрезвычайно нервная. Слишком у многих людей не выдерживает психика. Война в Украине оказывает свое воздействие повсеместно, но помимо нее мы еще втянуты в непрекращающуюся войну всех со всеми. Жить становится все труднее и неуютнее. Цены растут, пенсии несправедливо скудны, политики в борьбе за популярность буквально вцепляются друг в друга, так что шерсть летит клочьями, а последствия… Вспомним украинскую пословицу: «Паны дерутся, а у хлопцев чубы трещат». Мы все находимся под напряжением. И отвратительно то, что тактичность, взаимное уважение и эмпатия выходят из обращения. Человечность исчезает, а враждебность растет, и в такое время на поверхность выходят хулители, доносчики и ниспровергатели. Одни — «бескорыстные», просто они такими уродились, другие — а они значительно опаснее — стараются пожать с этого какой-нибудь профит. Все это вызывает глубокую тревогу.
— Если перейти от общего к частному. Как объяснить внезапно разгоревшуюся борьбу за низвержение барельефа со стены писательского дома?
— Я считаю это проявлением невежества и духовной незрелости приравнять барельеф на стене писательского дома к «красным монументам». К сожалению, это опять же не частный случай, а повсеместная эпидемия. В Риге решили убрать памятник Пушкину. Я бы сказал, что тут есть элементы вандализма и уж точно — раздувание низменных страстей. Которое, опять же, кому-то выгодно.
Прошлое остается в судьбах
— Отмечу, что именно сейчас мы убеждаемся в непреходящей жизнеспособности творчества Смуула. Снятая по мотивам его повести кинокомедия «Отдыхающие» за полтора месяца проката собрала более ста тысяч зрителей — для эстон-ского фильма это огромный успех. Успех сопутствовал и поставленной в этом сезоне в Линнатеатре комедии Смуула «Вдова полковника» с великолепной Анне Реэманн в заглавной роли. Выходит, время не властно над творчеством Смуула и оно остается нужно людям?
— Выходит, что так. В какой-то период в обществе возникает желание сносить памятные знаки. Переименовывать улицы, вычеркивать из памяти людей и события, но это бесполезно. Потому что прошлое остается в людской памяти, в судьбах. История много лет спустя восстанавливает то, что пытались забыть.
Наши корни уходят в далекую старину. В деревне Когува на острове Муху стоит памятник Юхану Смуулу (на фото внизу), поставленный там в 2006 году. Когува, точнее, хутор Тоома — наше родовое гнездо. В 1532 году магистр Ливонского ордена Вальтер фон Плеттенберг пожаловал — по преданию, за свое спасение — нашему далекому предку Ханске хутор и освободил его и его потомков от крепостной зависимости. Так что мы были свободными еще почти за 300 лет до того, как Александр I отменил крепостное право в Эстляндии и Лифляндии. Мухусцы — народ со светлой душой, умеют ценить силу слова, красоту слова и его тактичное и умное употребление. И красота стиля Юхана Смуула берет начало из этого источника.
О художнике помнят не по его грехам, а по его творчеству. Художник в частной жизни может быть грешным, но в творчестве он поднимается над собой.
Кто без греха — пусть бросит камень
— Насколько помнится, основным грехом Смуула было пристрастие к алкоголю?
— Ха-ха! Этот грех — частый среди творческих людей. И кому он наносит вред? Не обществу, не нации, а самому грешнику! Юхану было свойственно некоторое, я бы сказал, легкомыслие. Некоторое, простите, непонимание, что он ответственен перед своим талантом. Человеку трудно осознать всю меру собственного дара. Но я как его современник и родственник скажу, что творчество Юхана было очень высокой пробы, а сам он был человеком обаятельным, искренним, как художник, как деятель культуры — и его прижизненную популярность можно было сравнить с популярностью Георга Отса. Смуула знал весь народ. И его юмор, обогативший нашу эстонскую литературу после страшной эпохи Сталина, начал возвращать ей живую душу, которая в сталинские времена была придавлена тяжким грузом.
— Помню, что я лет в 11-12 прочел (причем на эстонском, это была, наверно, первая «взрослая» книга на эстонском, которую я при своем тогдашнем несовершенном знании языка полностью осилил) сатирическую повесть «Удивительные приключения мухусцев на юбилейном празднике песни в Таллине», где естественные и чуть наивные островитяне сталкиваются с теневыми сторонами столичной жизни.
— Смуул писал эту книгу в мае-июне 1955-го, на рыболовецком судне в Северной Атлантике. Интересно, что на фоне сложной и требовательной жизни моряков, с которыми он делил все испытания, Смуул чувствовал, как нужен его народу такой легкий и вместе с тем иногда достаточно едкий юмор, чтобы свободнее дышалось.
— Сейчас Смуулу ставят в вину его ранние стихи и поэмы, написанные в конце 1940-начале 1950-х, воспевающие Сталина, коммунизм и самоотверженный труд во имя коммунистического завтра — и, честно говоря, очень низкого качества.
— Он был искренним в то время! И очень наивным. Подчеркиванию комсомольства в его ранних стихах не следует придавать особое политическое значение. Он писал от души. Конечно, если смотреть на эти стихи с точки зрения человека, выросшего в свободном обществе, они в самом деле абсурд. Но если кому-то придет идея углубиться в творчество и личность Смуула, пусть прочтет прекрасные литературоведческие исследования академика Яана Ундуска, которые опровергают поверхностные представления о Смууле, чьи поэмы того времени — произведения очень убежденного и верующего человека.
— Верующего в ложные идеи?
— В этом его драма. И не только его. Иисус Христос говорил: «Кто без греха, бросьте в нее камень!». Сегодня те, кто не жил во время жизни Юхана, считают себя безгрешными и охотно бросаются в него камнями, но поверьте: и у них грехов сколько угодно, хотя и несколько иного рода. Юхану приписывают участие в репрессиях 1949 года, но такая серьезная организация, как КаПо, подтвердила, что предположения, будто Смуул принимал участие в депортации эстонских крестьян в марте 1949 года, не соответствуют истине.
А вопрос веры — он вечный. И при Сталине, и после Сталина коммунистический режим был враждебным даже не по отношению к различным конфессиям, а к вере в Бога, к понятию Бога, потому что Бог — это совесть, которую не заставишь прислуживать никакой идеологии. И в конце 1950-х, во время экспедиции, которая потом легла в основу его «Ледовой книги», Смуул писал драму «Леа», в которой дал понять, что человек имеет право верить. Не только в коммунистическую идеологию, но и в Бога.
Две зачитанные до дыр книжки
— За «Ледовую книгу» Смуул стал лауреатом Ленинской премии, что сегодня тоже ему ставят в вину.
— В «Ледовой книге» нет никакого восхваления коммунистической власти, она о людях, действующих в суровых условиях научной экспедиции в Антарктиде.
Смуул получил Ленинскую премию в 1961 году, тогда она была очень достойной наградой. Это позже она девальвировалась, ею стали награждать, исходя из географического принципа или принципа «дружбы народов». А тогда одновременно со Смуулом премию в области литературы и искусства получили Александр Твардовский за поэму «За далью — даль», кинорежиссер Григорий Чухрай за фильм «Баллада о солдате», пианист Святослав Рихтер, дирижер Евгений Мравинский — все выдающиеся творцы.
Я как-то спросил Юхана: «Какую награду ты считаешь самой высокой. И он ответил: «В одной московской районной библиотеке после встречи с читателями мне преподнесли два зачитанных буквально до дыр экземпляра «Ледовой книги»… Выходит, людям она оказалась нужна!»
А заканчивалась «Ледовая книга» так: «Похоже, что гребень новой волны в моей жизни — совершенное мною плавание — тоже вот-вот рухнет с шипением вниз и разобьется на брызги. Но я страстно хочу, чтоб оказались правдой слова поэта:
«Бегут, умирают волна за волной,
Могила одной — колыбель для другой».
Знаете, я, как и Юхан, ходил в море, пережил там всякие ситуации — и штиль, и шторм. И я думаю, что волнение, которое поднялось вокруг его барельефа, это не тот ураган, который мог бы разрушить и пустить ко дну память о нем и его книги.
Когда номер уходил в печать, стало известно, что Союз писателей принял решение оставить барельеф Юхана Смуула на стене здания.
«Столица»
Борис Тух
Читать с монитора или экрана телефона удобно ни всегда. Предпочитая классический бумажный источник, где с лёгкостью и пометки поставить можно, обратимся к лучшему в Европе магазину литературы на русском языке.
Такой магазин, несомненно azon.market. Широкий выбор новинок! Цены в книжных магазинах, как правило близкие и отличаются не сильно. Именно потому при поиске где заказать и купить книгу в Европе, я выбираю azon.market. Во-первых, магазин расположен в Риге, а это особенно удобно по доставке заказа книг в Эстонию и Литву, в Таллин и Вильнюс, не говоря о других городах. Во-вторых, я живу в Таллине, и конечно, закажу дешевле и быстрее из Риги, чем к примеру, из Германии. В третьих, при заказе книг свыше 40 евро, доставят по Эстонии, Латвии и Литве до почтового автомата бесплатно. А если заказать свыше 65 евро, то могут задействовать курьерскую доставку на дом.
Во втором случае, уже не столь важно в какой части Европейского Союза вы живете, если конечно, ни в Греции, на Кипре или Мальте. Рижанам повезло особенно, им бесплатна доставка вне зависимости от суммы заказа.
Действует партнерская программа лояльности! Просто начните оформлять свой заказ, и система предложит вам доступные варианты доставки в вашу страну. Там же будут ясны все подробности.
Свой первый крупный заказ я сделал, в 2016-году. Доставка тогда заняла всего несколько дней. С тех пор, магазин постоянно держит в курсе о новинках и регулярных акциях. Позволяет иметь в руках новенькие, пахнущие типографской краской уютные книги, что обогащают знаниями, и дарят эмоции чтения. Отметил для желающих совершить путешествие в Таллин, несколько интересных путеводителей. Самый из них любопытный, Ольги Чередниченко. Её книга не просто справочник мест. Это личный опыт путешествий, не редко весьма нестандартный, автостоп и на автомобиле в одиночку! Не смотря, что книга издана в 2017 году, актуальна будет и через десять лет.
Вот, что она к примеру, там пишет: «Бывает, что при пересечении границ в развивающихся странах с путешественника пытаются стрясти пару долларов на некие «пограничные сборы». Всегда требуйте чеки. Примерно в 50% случаев данное требование волшебным образом отменит сбор. В развивающихся странах, выбирать отель лучше на месте. Дешевые отели просто не попадают в сети онлайн-бронирования». Эти её советы, конечно, не относятся именно к Прибалтике, но могут оказаться полезными впредь. Я бы не хотел рушить интригу и дам возможность узнать опыт Ольги вам самостоятельно.
Сфера же личных интересов лежит также в области художественной литературы, психологии и маркетинга. Вот книги, от которых я получил радость, прочитал или читаю в моменте сейчас, в 2022 году:
Не так давно, получил очередную партию книг с Azon.Market. Снял обзорное видео о достоинствах и недостатках. 05.11.2022:
Книга: Бодо Шефер, "Ментальная алхимия".
Книга: Бодо Шефер, "Законы победителей".
Книга: Бодо Шефер, "Я буду зарабатывать больше! Как постоянно увеличивать доходы".
Книга: Владимир Древс, "Миллионер с хорошей кармой".
Книга: Владимир Древс, "Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность".
Книга: Самюэль Хантингтон, "Столкновение цивилизаций".
Книга: Збигнев Бжезинский, "Великая шахматная доска".