Благодаря географическому положению Эстонии между Востоком и Западом, а также особенностям ее истории, вокруг исторических центров городов на протяжении веков формировалась очень уникальная культурная среда. Долгое время она исследовалась в основном с точки зрения архитектуры, и здесь тоже было много споров. Очень сомнительно, например, делать упор на какую-то стилистическую особенность. Также изучение деревянных конструкций не обогащается иными, легко доступными характеристиками (например, именем автора проекта, годом его завершения и так далее) и позволяет делать обширные обобщения. Гораздо более перспективным подходом для изучения особенностей деревянных конструкций и изменений в этом виде архитектуры является применение принципа типологии в отношении участков земли, планировки зданий, фасадных решений и даже отдельных строительных элементов и деталей. Принцип типологии является своеобразным ключом к исследованию сложных явлений, таких как местная среда или взаимодействие различных районов.
Для деревянной архитектуры самым важным является окружающая среда, в которой находится дом. Такое положение центрального элемента определяет более, чем в любом другом месте, необходимость учета и использования для архитектурной истории нетрадиционных аспектов, таких как местная культурная история, образ жизни, менталитет и так далее. Таким образом, исследование деревянных конструкций во многом является исследованием культурной среды.
Не секрет, что до сих пор как городские планировщики, архитекторы и городские чиновники, так и жители деревянных районов недооценили деревянную архитектуру. После катастрофического ухудшения состояния порядка в этих районах в этом отношении есть сомнения в ценности деревянных зданий и районов. Как и в других случаях, здесь также заполняется пустота неверными представлениями. Каламая (Kalamaja) является ярким примером района, возраст которого часто оценивается на основе существующего строительства, как правило, построенного в конце прошлого или начале этого века. Тем не менее забывается, что часто эти дома — это жилища шестого или седьмого, а то и более старых поколений. Путем сравнения старых городских планов и проектов строительства мы можем увидеть, что часто новое здание строилось точно на месте старого. Естественно, это не единственный аргумент в пользу ценности деревянной архитектуры и непрерывности местных традиций. Знакомство с местными обычаями не является простой задачей, поскольку архивы содержат дробную и неравномерную информацию об истории предместий. Редко можно найти описания районов, отдельных зданий и окружающей обстановки, содержащие детали. К сожалению, большая часть таких данных была утрачена в ходе кампании по очистке архивов в 1940-х и 1950-х годах.
При ограниченных данных всегда существует риск того, что при представлении особенностей Каламая или какого-либо другого района будет полагаться на случайные источники. Для объяснения различий требуется системное и многостороннее сравнение с другими районами города. Пока такой материал для сравнения отсутствует. Поэтому важно в первую очередь сохранить факты. Эта работа составляет основную задачу составления «Истории Каламая». С другой стороны, «История Каламая» не могла использовать обширную информацию о Каламая и типологии строительства, такую как множество деталей, содержащихся в обширном рукописном тексте о районе. Также здесь едва ли можно прикоснуться к менталитету жителей деревянных районов. Поскольку исследования пригородов только начинают развиваться, и с каждым годом появляется все больше данных о Каламая и сравнительные данные из других районов, возможно, в ближайшем будущем появится новая и более подробная «История Каламая». Также есть надежда, что публикация «Истории Каламая» стимулирует исследования других исторических районов Таллинна и всей Эстонии. Каламая пережил много изменений. К сожалению, можно говорить о самой ранней истории района только на основе косвенных источников, так как археологические раскопки там еще не проводились. В средние века и позже Каламая был самым большим пригородом Таллинна. Можно предположить, что некоторые из жителей там жили уже в течение нескольких поколений, но большинство из них происходили из сельской местности. Людей в первую очередь побуждали покинуть деревню гораздо более свободные условия в городе, особенно на побережье. Рядом с Каламая находилась гавань, которая предоставляла многим местным жителям хорошие возможности для заработка. В средние века, когда часто угрожали вражеские армии, Каламая находилась рядом с крепкой городской стеной и под защитой военных кораблей, что делало этот район намного более безопасным местом, чем другие районы пригорода Таллинна.
Города Эстонии формировались как опорные пункты завоевателей в средние века, что неизбежно создавало напряженные отношения между жителями городов и сельской местностью. Даже в условиях натуральной экономики город и сельская местность не могли существовать изолированно. Пригород, включая Каламая, играл уникальную роль посредника между городским и сельским населением. Речь идет не только о посредничестве в экономической сфере, но также о культурном взаимодействии. Взаимное влияние культурных факторов было значительно выше, чем это представлено в исторических источниках. Некоторые лица, прибывшие в Таллинн из Германии, отмечали особенности немецкой речи, употребляемой в городе, а также выявляли множество уникальных обычаев, характерных именно для Таллинна. В таллиннских пригородах, включая Каламая, формировался особый синтез эстонской деревенской культуры и немецкой городской культуры. Можно предполагать, что жители Каламая в то время имели свое понимание политики, морали, правосудия и социального положения крестьянства.
Каламая периодически становилась жертвой эпидемий и неоднократно подвергалась разрушению огнем. Возникает вопрос, не удавалось ли уничтожить уже начавшую формироваться культуру города этими многочисленными катастрофами? Тем не менее это не произошло даже тогда, когда жители Каламая оказались в меньшинстве после Северной войны, и новая власть заменила погибших на войне жителей, прибывшими из России семьями солдат. Было бы неверно утверждать, что эти тысячи солдат, прожившие в Каламая некоторое время, не оставили следов. Несомненно, и в то время происходило смешение различных культурных сред. 18 век стал временем социального отката. Например, можно сравнить списки владельцев домов 1699 года и 1713 года.
С помощью разнообразных архивных источников можно общими чертами воссоздать облик Каламая в прошлом. Более точно это можно сделать с начала 19 века, когда в изобразительном искусстве стали популярны точные городские пейзажи. Также ценные данные предоставляют планы фасадов улиц пригородов Таллинна, которые помогают с высокой степенью точности воссоздать облик города в то время. Поскольку городская среда развивалась очень медленно, и на гравюрах и планах первой половины 19 века можно выделить старые слои и новые, эти материалы с большой вероятностью можно использовать для воссоздания более ранней городской среды.
Согласно старым городским видам и описаниям, можно сделать вывод, что в первой половине 19 века в Каламая было много зелени. Все представительные здания и сады были уничтожены во времена Крымской войны, когда опасались высадки английского и французского флотов на побережье. После Крымской войны восстановление зданий происходило медленно. Долго спорили о том, какой характер должен носить жилой район. Некоторые уничтоженные летние усадьбы были восстановлены с садами и хозяйственными постройками. Тем не менее, многие участки в Каламая до 1870-х и 1880-х годов использовались под огороды. Застройка района в виде садовых поселков препятствовала ограниченному числу состоятельных жителей, а также тому, что в других частях Таллинна начинали формироваться компактные районы с ценной застройкой (например, Кадриорг, район улиц Сюда и Татари).
В условиях стремительного развития экономики в советское время Каламая превратилась в рабочий пригород. Важным фактором стали строительство крупных предприятий (заводов «Вольта», Франца Крулля, Фридриха Виганди) в Каламая, что привело к строительству жилых домов. Сдача домов в аренду стала прибыльным делом. Многие одноэтажные жилые дома, даже если они были построены всего несколько десятилетий назад, были снесены и заменены двухэтажными арендными домами с квартирами. Часто на одном участке стояли несколько домов, и второй часто был построен за счет доходов от первого. При наличии участка строили третий и даже четвертый арендный дом. Сегодня кажется странным, что многодетные семьи жили в таких однокомнатных квартирах, и иногда даже сдавали спальные места посторонним. Конечно, такие условия жизни были характерны не только для Таллинна. В конце прошлого и начале этого века так жили рабочие и в других быстроразвивающихся городах. Что касается ухода за деревянными домами, то в те времена он был намного более качественным, чем сейчас.
Несмотря на острое разделение между сословиями, в Каламая тогда жило достаточно единообразное и активное население. Люди с различным экономическим положением и образованием объединялись в многочисленные общества и клубы. В Каламая было довольно распространено содружество между участниками и ассоциациями. Термин «шантрапа Каламая» или «мальчики из Каламая» часто встречался в тогдашней литературе и публицистике. Неизбежно подразумевалась привязанность к конкретному району. Следует отметить, что сегодня такие фрагменты местной жизни, казавшиеся ранее столь естественными, сохранились ещё кое-где.
Роберт Нераман, 1996 год.
Из книги «История Каламая»
Читать с монитора или экрана телефона удобно ни всегда. Предпочитая классический бумажный источник, где с лёгкостью и пометки поставить можно, обратимся к лучшему в Европе магазину литературы на русском языке.
Такой магазин, несомненно azon.market. Широкий выбор новинок! Цены в книжных магазинах, как правило близкие и отличаются не сильно. Именно потому при поиске где заказать и купить книгу в Европе, я выбираю azon.market. Во-первых, магазин расположен в Риге, а это особенно удобно по доставке заказа книг в Эстонию и Литву, в Таллин и Вильнюс, не говоря о других городах. Во-вторых, я живу в Таллине, и конечно, закажу дешевле и быстрее из Риги, чем к примеру, из Германии. В третьих, при заказе книг свыше 40 евро, доставят по Эстонии, Латвии и Литве до почтового автомата бесплатно. А если заказать свыше 65 евро, то могут задействовать курьерскую доставку на дом.
Во втором случае, уже не столь важно в какой части Европейского Союза вы живете, если конечно, ни в Греции, на Кипре или Мальте. Рижанам повезло особенно, им бесплатна доставка вне зависимости от суммы заказа.
Действует партнерская программа лояльности! Просто начните оформлять свой заказ, и система предложит вам доступные варианты доставки в вашу страну. Там же будут ясны все подробности.
Свой первый крупный заказ я сделал, в 2016-году. Доставка тогда заняла всего несколько дней. С тех пор, магазин постоянно держит в курсе о новинках и регулярных акциях. Позволяет иметь в руках новенькие, пахнущие типографской краской уютные книги, что обогащают знаниями, и дарят эмоции чтения. Отметил для желающих совершить путешествие в Таллин, несколько интересных путеводителей. Самый из них любопытный, Ольги Чередниченко. Её книга не просто справочник мест. Это личный опыт путешествий, не редко весьма нестандартный, автостоп и на автомобиле в одиночку! Не смотря, что книга издана в 2017 году, актуальна будет и через десять лет.
Вот, что она к примеру, там пишет: «Бывает, что при пересечении границ в развивающихся странах с путешественника пытаются стрясти пару долларов на некие «пограничные сборы». Всегда требуйте чеки. Примерно в 50% случаев данное требование волшебным образом отменит сбор. В развивающихся странах, выбирать отель лучше на месте. Дешевые отели просто не попадают в сети онлайн-бронирования». Эти её советы, конечно, не относятся именно к Прибалтике, но могут оказаться полезными впредь. Я бы не хотел рушить интригу и дам возможность узнать опыт Ольги вам самостоятельно.
Сфера же личных интересов лежит также в области художественной литературы, психологии и маркетинга. Вот книги, от которых я получил радость, прочитал или читаю в моменте сейчас, в 2022 году:
Не так давно, получил очередную партию книг с Azon.Market. Снял обзорное видео о достоинствах и недостатках. 05.11.2022:
Книга: Бодо Шефер, "Ментальная алхимия".
Книга: Бодо Шефер, "Законы победителей".
Книга: Бодо Шефер, "Я буду зарабатывать больше! Как постоянно увеличивать доходы".
Книга: Владимир Древс, "Миллионер с хорошей кармой".
Книга: Владимир Древс, "Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность".
Книга: Самюэль Хантингтон, "Столкновение цивилизаций".
Книга: Збигнев Бжезинский, "Великая шахматная доска".