Гуляя по Верхнему городу, не упустите возможности заглянуть в Епископский сад: зеленый оазис у подножья колокольни Домской церкви нынешним летом полностью преобразился.
Преображение это — из разряда тех, о которых можно сказать исключительно положительное.
Смотровая площадка, вид с которой открывался не на самый интересный сектор таллиннской панорамы, превратилась в уютный сквер, способный рассказать о прошлом столицы немало.
О резиденции главы католической церкви известно в Ревеле с первой трети XV века. В разные периоды своей истории нынешний Епископский сад выглядел по-разному, но всегда отражал те или иные тенденции в религиозной, общественной, политической жизни города и его обитателей.
Скромная резиденция
На своих южных «коллег и собратьев по званию и ремеслу» ревельский епископ времен владычества в окрестных землях католицизма определенно гядел с изрядной завистью.
Ладно, епископы дерптский и эзельвикский: они считались правителями не только церковными, но и светскими, и проживали в представительных замках, возведенными в столицах их государств — Дерпте и Аренсбурге.
Рижский архиепископ — даром что пребывал почти в перманентной вражде то с Ливонским орденом, то с городскими властями, то с обеими разом — обладал собственным замком, расположенным в черте крепостных стен Риги.
Чем довольствовался глава католиков Ревеля и всей Северной Эстонии первые два столетия после обращения местных жителей в христианскую веру — остается только догадываться; сведений о его резиденции в таллиннских архивах не сохранилось.
В письменных источниках первое упоминание о месте жительства здешнего епископа относится к 1420 году: отмечается, что проживал он неподалеку от вышгородского владения баронов Юкскюлей из Вигала, западнее кафедрального собора.
Еще через четыре года упоминается о наличие в епископской резиденции аулы — парадного зала, об облике которого можно только гадать: в 1433-м он, как и прочая жилая застройка Верхнего города, пал жертвой пожара.
Судя по всему, пепелище вскоре было отстроено: по крайней мере до начала Реформации ревельские епископы жили на территории Епископского сада. Не исключено, что резиденция использовалась и позже.
Большинство исследователей предполагает, что роковым для постройки стал вышгородский пожар 1581 года, после которого участок был передан во владение некому замковому фогту Билефельду.
С XVII века резиденция епископов на Тоомпеа расположена там же, где и в наши дни — на южной стороне площади Кирику. Память о прежнем ее месте расположения хранит сквер к западу от Домской церкви.
Спортивная слава
Топоним «Епископский сад» звучит вполне по-средневековому: не верится даже, что официальным оно стало еще на памяти живущего ныне поколения таллиннцев.
Любитель древности, обратившийся к городским планам полуторавековой давности, с удивлением обнаружит на его месте название не менее причудливое. Звучащее при этом не менее «старинно» — Turnplatz.
Стоит разочаровать любителей рыцарской романтики: к поединкам закованных в латы всадников название это отношения не имеет. А если имеет — то очень опосредованное: речь идет о претендентах на роль их наследников.
В последней трети XVIII столетия существовавшая к тому времени свыше четырехсот пятидесяти лет Домская школа была преобразована в так называемую «рыцарскую академию» — среднее учебное заведение для дворянских сыновей.
Фехтование и верховая езда входили в его расписание занятий изначально — без них благородному сословию было не обойтись и в эпоху Просвещения. Спустя полтора века на смену им пришли модные гимнастика и силовые упражнения.
В середине позапрошлого столетия двор у западного фасада Домской церкви стал школьной спортивной площадкой — первой в городе. Так что этимологически название Turnplatz восходит не к рыцарским турнирам, а к установленным на ней турникам.
Занимались в теперешнем Епископском саду сто с лишним лет назад различными видами спорта. Свидетельства тому, довольно неожиданным, надо сказать, образом, сохранились даже на почтовых открытках с изображением Тоомпеа.
Если приглядеться, то чуть ниже соборной звонницы можно различить высокое заграждение — установлено оно, надо понимать, было для того, чтобы мяч в самый разгар игры не вылетел за «пределы поля» — в парк Шнелли.
Мяч этот, скорее всего, был теннисным мячиком: судя по газетным объявлениям, уже в самом начале XX столетия спортивная площадка Домской школы была перестроена в корты для новой популярной игры.
В начале двадцатых годов прошлого столетия корты в будущем Епископском саду принадлежали Обществу христианских молодых людей. Позже — перешли к Тоомпеаской дружине Кайтселийта.
Желание расширить и модернизировать теннисную площадку привело лет девяносто назад к неожиданным последствиям.
На всякий пожарный
В субботу, 21 мая 1927 года, на крохотной вышгородской улочке Тоом-Кооли было непривычно многолюдно: зеваки, журналисты, комендант тоомпеаского замка и глава пожарной охраны столицы.
Было чему подивиться: за несколько дней до того рабочие, занимавшиеся выравниванием территории будущего теннисного корта, наткнулись на щит, сколоченный из ветхих от времени досок.
Щит попробовали убрать — и тотчас же обнаружили, что за ним открывается ведущий под землю ход. Проникнуть в него не удалось: ход был заполнен водой. Вода была чистой, холодной, но при этом — издавала скверный запах.
Слухи о таинственных подземельях, обнаруженных поблизости от Домской церкви и неподалеку от бывшей твердыни крестоносцев, стремительно распространились по городу: уж не наткнулись ли на легендарный ход до монастыря в Пирита?!
«Прежде всего решили откачать воду, — писала о находке газета «Waba Maa». — Послали за летучим отрядом пожарных с насосами. Когда они прибыли, выяснилось, что обоз никак не может въехать во двор под слишком низкой аркой ворот в стене.
На помощь пришло Общество христианских молодых мужчин с собственным насосом. За минуту откачали порядка восьмисот литров. Насос поработал еще с полчаса, после чего для обследования подземелья в темноту полез мужчина с длинной лестницей».
После произведенных замеров выяснилось: под теннисными кортами расположена каменная цистерна внушительных размеров. Высота ее составляла почти шесть с половиной метров, площадь основания — восемь с половиной на десять с половиной.
Обратились к архивам: кто, когда и зачем соорудил на Тоомпеа подземный резервуар. После долгих поисков городской архивариус Отто Грайфенхаген был вынужден признать: никакой документации по объекту обнаружить ему так и не удалось.
Предположение знаток старины, впрочем, высказал: уже в 1757 году документы отмечают наличие в Верхнем городе первого пожарного насоса. Логично, что воду для него не везли из Нижнего города, а запасали и хранили на Тоомпеа.
Грайфенхаген не исключал также, что каменную цистерну могли соорудить лет на шестьдесят раньше: непосредственно после пожара 1684 года, оказавшегося в истории Вышгорода последним, но едва ли не самым опустошительным.
Как использовать обнаруженное подземелье — никто толком не знал. После того как пожарные откачали имевшуюся в нем воду в городской ров на две трети, вход в резервуар решили попросту замуровать.
Вновь наткнулись на цистерну уже современные строители. Что примечательно: водой она была заполнена ровно на треть. То есть с естественными источниками соединения резервуар не имеет.
* * *
На информационном щите, установленном у входа в обновленный Епископский сад, подземный резервуар отмечен, но на поверхности парковых газонов и дорожек не маркирован никак.
Зато каменным мощением повторены контуры обнаруженных в ходе благоустройства сквера фундаментов средневековых зданий — жилища замкового фогта, а может быть — епископской резиденции.
Приведен в порядок и еще один памятник Средневековья: устье колодца — одного из двух известных до наших дней источников питьевой воды, которым жители Верхнего города пользовались до пуска в 1862 году водопровода.
Упоминания заслуживает и новая кованая ограда с воротами: не до конца понятно только, почему украсить ее решили исключительно «универсальными» геральдическими львами, позабыв о символике собственно епископских гербов?!
На территории парка установлены плиты с высеченными на их поверхности латинскими цифрами — своеобразный аналог «станций» иерусалимской Виа Долороса: улицы, на которой разыгрались последние моменты земной жизни Иисуса.
Одним словом — в Епископский сад стоит отныне прийти не только ради вида на подъездные пути Балтийского вокзала, деревья парка Шнелли да крыши предместий Кельмикюла, Кассисаба и Пельгулинн.
Зажатый плитняковыми стенами окрестных зданий сквер позволяет выбраться из лабиринта улиц Верхнего города — и вырваться из туристической суеты исторического центра Таллинна.
Коснуться взглядом самых истоков города. Расслышать за шелестом вновь высаженных и старинных деревьев тихое биение потаенного таллиннского сердца.
Йосеф Кац
«Столица»
Читать с монитора или экрана телефона удобно ни всегда. Предпочитая классический бумажный источник, где с лёгкостью и пометки поставить можно, обратимся к лучшему в Европе магазину литературы на русском языке.
Такой магазин, несомненно azon.market. Широкий выбор новинок! Цены в книжных магазинах, как правило близкие и отличаются не сильно. Именно потому при поиске где заказать и купить книгу в Европе, я выбираю azon.market. Во-первых, магазин расположен в Риге, а это особенно удобно по доставке заказа книг в Эстонию и Литву, в Таллин и Вильнюс, не говоря о других городах. Во-вторых, я живу в Таллине, и конечно, закажу дешевле и быстрее из Риги, чем к примеру, из Германии. В третьих, при заказе книг свыше 40 евро, доставят по Эстонии, Латвии и Литве до почтового автомата бесплатно. А если заказать свыше 65 евро, то могут задействовать курьерскую доставку на дом.
Во втором случае, уже не столь важно в какой части Европейского Союза вы живете, если конечно, ни в Греции, на Кипре или Мальте. Рижанам повезло особенно, им бесплатна доставка вне зависимости от суммы заказа.
Действует партнерская программа лояльности! Просто начните оформлять свой заказ, и система предложит вам доступные варианты доставки в вашу страну. Там же будут ясны все подробности.
Свой первый крупный заказ я сделал, в 2016-году. Доставка тогда заняла всего несколько дней. С тех пор, магазин постоянно держит в курсе о новинках и регулярных акциях. Позволяет иметь в руках новенькие, пахнущие типографской краской уютные книги, что обогащают знаниями, и дарят эмоции чтения. Отметил для желающих совершить путешествие в Таллин, несколько интересных путеводителей. Самый из них любопытный, Ольги Чередниченко. Её книга не просто справочник мест. Это личный опыт путешествий, не редко весьма нестандартный, автостоп и на автомобиле в одиночку! Не смотря, что книга издана в 2017 году, актуальна будет и через десять лет.
Вот, что она к примеру, там пишет: «Бывает, что при пересечении границ в развивающихся странах с путешественника пытаются стрясти пару долларов на некие «пограничные сборы». Всегда требуйте чеки. Примерно в 50% случаев данное требование волшебным образом отменит сбор. В развивающихся странах, выбирать отель лучше на месте. Дешевые отели просто не попадают в сети онлайн-бронирования». Эти её советы, конечно, не относятся именно к Прибалтике, но могут оказаться полезными впредь. Я бы не хотел рушить интригу и дам возможность узнать опыт Ольги вам самостоятельно.
Сфера же личных интересов лежит также в области художественной литературы, психологии и маркетинга. Вот книги, от которых я получил радость, прочитал или читаю в моменте сейчас, в 2022 году:
Не так давно, получил очередную партию книг с Azon.Market. Снял обзорное видео о достоинствах и недостатках. 05.11.2022:
Книга: Бодо Шефер, "Ментальная алхимия".
Книга: Бодо Шефер, "Законы победителей".
Книга: Бодо Шефер, "Я буду зарабатывать больше! Как постоянно увеличивать доходы".
Книга: Владимир Древс, "Миллионер с хорошей кармой".
Книга: Владимир Древс, "Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность".
Книга: Самюэль Хантингтон, "Столкновение цивилизаций".
Книга: Збигнев Бжезинский, "Великая шахматная доска".