Один из основных акцентов панорамы исторической части Таллинна до конца лета будет скрыт от взора таллиннцев и гостей города: началась реставрация кивера колокольни собора девы Марии на Вышгороде.
…Вместо упругого, причудливо взметнувшегося к небу черного силуэта – громоздкая конструкция из металлических лесов и полиэтилена: на строительный объект пришли реставраторы.
Вот уже добрый месяц шпиль Домской церкви надежно скрыт от посторонних взоров: здесь работают специалисты, задача которых – вернуть архитектурному памятнику лоск, блеск и надежность.
С реставрацией обещают управиться споро: к последним выходным августа, а может – даже чуть ранее того – самый молодой из исторических шпилей Старого города должен вновь предстать во всей красе.
Средневековый предшественник
Кивер колокольни Домской церкви настолько органично вписан в городской пейзаж, что трудно поверить, что большую часть своей истории сакральное здание прожило без него. Как и вообще – без башни.
Кажется парадоксальным, если не вовсе абсурдным: главный католический, а позже – лютеранский храм окрестных земель благополучно существовал без, казалось бы, необходимой ему по статусу звонницы.
Однозначного и универсального ответа на вопрос о том, по какой именно причине – у историков архитектуры не существует. Гиды, заслушав его, предлагают на выбор две версии объяснения – логичные, но не исчерпывающие.
Согласно первой, все дело в генезисе церковного здания: первыми его строителями были монахи так называемых нищенствующих орденов – доминиканцы или цистерцианцы, считавшие, что увенчанная шпилем башня – символ мирской гордыни.
Второе объяснение апеллирует к здравому смыслу: высокая колокольня, выстроенная на возвышении холма Тоомпеа, естественным образом притягивала бы к себе молнии. А так как пожары и без того не раз опустошали Верхний город, строить звонницу не рискнули.
Как уж оно было на самом деле – сказать трудно. Одно не подвергается сомнению: с середины XIII и вплоть до последней четверти XVIII столетия главная церковь Таллинна и всей Эстляндии обходилась лишь скромной главкой над восточным фасадом.
Судя по старейшей городской панораме – гравюре, созданной в XVII веке голландским путешественником Антонисом Гётеэрисом – завершалась она тонким готическим шпилем. Во второй половине столетия ее сменил шпиль в формах маньеризма.
Изначального шатрового завершения башенки нет уже века три с половиной. Каменное же средневековое ее основание сохранилось – оно и по сей день возвышается над перепадом линии крыши церковного нефа и церковного хора.
Увенчанная ныне кокетливым барочным киверком, она, при взгляде с земли, кажется настолько миниатюрной, что невольно ловишь себя на мысли: а как, собственно, в ней вообще мог помещаться колокол?!
Сомневаться в наличии колокола оснований нет: он и по сей день сзывает прихожан на богослужения – переместившись, правда, из средневековой башенки в нынешнюю звонницу у западного фасада.
Отлитый текст косвенно проливает свет на историю ее возникновения. «Летом 1684 года жар огня оплавил меня, и я растекся, а через год меня отлили вновь» – гласят стертые временем буквы.
Первый проект
Июньский пожар 1684 года испепелил средневековую застройку Верхнего города. Замок – резиденцию наместника шведских властей – посчастливилось отстоять, однако от Домской церкви остались лишь обгорелые стены.
Спустя два с половиной года – к рождеству 1687-го – церковное здание удалось подлатать настолько, чтобы в нем было возможно проводить богослужения. Однако до воссоздания былого великолепия было еще далеко.
Видимо, не позднее последнего десятилетия XVII века ревельский строительный мастер и плотник Даниэль Бикель составил проект восстановления главного лютеранского храма Эстляндии. Решен он был в стиле барокко.
Понимая, что бюджет прихода – и его основного «спонсора», Эстляндского рыцарства, в силу катастрофического неурожая – весьма и весьма ограничен, он решил не перестраивать здание кардинально, а модернизировать его.
Капеллы, пристроенные к южной стене церкви, предполагалось скрыть за декоративной стеной, украшенной барочными волютами. Самую западную из них – накрыть куполом. И, главное, пристроить к церковному нефу внушительную башню со шпилем.
Профессиональным зодчим Бикель, по всей вероятности, не был. Да и рисовальщиком был не самого высокого класса. Однако главное – наметить основное направление развития архитектурного облика постройки – он сумел, тем не менее, мастерски.
Пропорции вычерченной им колокольни Домской церкви и предложенного для нее барочного шпиля, возможно, не слишком пропорциональны. Но главное – общий силуэт постройки схвачен и прочувствован проектировщиком на отлично.
Увидев выполненный Бикелем более трехсот лет тому назад проект, современный таллиннец, далекий от искусствоведческих изысканий, скорее всего предположит, что именно он и был в конце концов воплощен в жизнь.
Более внимательное знакомство с чертежом, впрочем, позволяет обнаружить ряд отличий. Касаются они, в первую очередь, каменного тела башни: какой-либо архитектурный декор на ней отсутствует начисто.
Не исключено, что в процессе доработки проекта он появился бы – но грянула Северная война, за ней на север Европы пришла чума, а когда невзгоды минули, казна оказалась опустошенной.
Вернуться к задумкам конца эпохи шведского правления удалось без малого сто лет спустя – когда Эстляндская губерния уже жила под скипетром российской императрицы Екатерины II.
Путь компромисса
Доводилось слышать легенду: в XVIII веке Ревель был беден, денег у горожан было мало и, воспользовавшись визитом в город царицы, они попросили ее помочь с возведением звонницы Домской церкви.
Венценосная гостья, понятное дело, отказать не смогла, выделила необходимую сумму сполна – и благодарные ревельцы, дескать, в знак благодарности и признательности увенчали церковный шпиль короной.
Появление подобного предания можно списать на слабость зрения и несовершенство оптики: над колокольней Тоомкирик, действительно, не традиционный крест или петушок, но и не головной убор монарха.
Там – вызолоченное изображение лилии, символизирующей душевную чистоту и непорочность Девы Марии, покровительницы храма. А также благородство ее происхождения: она считается потомком царя Давида.
Неоднократно упоминающийся в библейских текстах цветок расцвел в таллиннском небе в 1779 году, когда строительный мастер Карл Людвиг Гайст завершил работы по возведению колокольни и шпиля главной соборной церкви Эстляндии.
Судя по сохранившемуся в фондах Таллиннского городского архива чертежу, изначально зодчий видел облик звонницы весьма отличным от реализованного: с двумя декоративными галереями на шпиле, над изящной восьмигранной каменной башней.
То, что было воплощено в жизнь, значительно больше похоже на проект конца XVII столетия: не исключено, что Гайст был ознакомлен с чертежом Бикеля, после чего решил не открывать Америку вновь, а пойти по пути разумного компромисса.
При этом он не стал в точности копировать предложенное предшественником: взяв существующую концепцию за точку отсчета, зодчий несколько модернизировал грузное шведское барокко столетней давности в соответствии с духом рококо. Каменная часть башни осталась в итоге четырехгранной – но ее углы в верхней части постройки оказались несколько срезаны, благодаря чему колокольня обрела плавность, динамику и, если будет угодно – неожиданную легкость.
Переход от балконной галереи к завершению шпиля был оформлен декоративным поясом из медных шаров – подобное Гайст мог видеть, например, на изображениях верхушек церквей в Копенгагене или Тильзите.
Мотив этот, впрочем, был уже известен и в таллиннской архитектуре: аналогичным образом оформлен шпиль православного Преображенского собора, возведенный тремя годами ранее – в 1776.
И, наконец, Гайст разместил на звоннице Домской церкви циферблат: ему было суждено отсчитывать новое время – Новое с прописной буквы, идущее на смену предшествующей эпохе.
* * *
Как сообщает пастор Тоомпеаского прихода Домской церкви Архо Тухкру, работы, начавшиеся более месяца тому назад – первый этап предстоящей кампании по реставрации памятника зодчества.
«Мы решили, образно говоря, начать с крыши, потому что именно от ее состояния зависит эксплуатация и сохранность всего здания целиком, являющегося в Таллинне старейшим», – объясняет он.
В конце марта реставраторы сняли со шпиля флюгер с датой завершения строительства колокольни, позолоченный шар и лилию. Они будут временно экспонироваться в церковном нефе.
Общая стоимость работ составит 550 000 евро. Сумма была собрана благодаря пожертвованиям прихожан, отчислениям Фонда реставрации церквей и поддержке властей Таллинна.
Йосеф Кац
«Столица»
Читать с монитора или экрана телефона удобно ни всегда. Предпочитая классический бумажный источник, где с лёгкостью и пометки поставить можно, обратимся к лучшему в Европе магазину литературы на русском языке.
Такой магазин, несомненно azon.market. Широкий выбор новинок! Цены в книжных магазинах, как правило близкие и отличаются не сильно. Именно потому при поиске где заказать и купить книгу в Европе, я выбираю azon.market. Во-первых, магазин расположен в Риге, а это особенно удобно по доставке заказа книг в Эстонию и Литву, в Таллин и Вильнюс, не говоря о других городах. Во-вторых, я живу в Таллине, и конечно, закажу дешевле и быстрее из Риги, чем к примеру, из Германии. В третьих, при заказе книг свыше 40 евро, доставят по Эстонии, Латвии и Литве до почтового автомата бесплатно. А если заказать свыше 65 евро, то могут задействовать курьерскую доставку на дом.
Во втором случае, уже не столь важно в какой части Европейского Союза вы живете, если конечно, ни в Греции, на Кипре или Мальте. Рижанам повезло особенно, им бесплатна доставка вне зависимости от суммы заказа.
Действует партнерская программа лояльности! Просто начните оформлять свой заказ, и система предложит вам доступные варианты доставки в вашу страну. Там же будут ясны все подробности.
Свой первый крупный заказ я сделал, в 2016-году. Доставка тогда заняла всего несколько дней. С тех пор, магазин постоянно держит в курсе о новинках и регулярных акциях. Позволяет иметь в руках новенькие, пахнущие типографской краской уютные книги, что обогащают знаниями, и дарят эмоции чтения. Отметил для желающих совершить путешествие в Таллин, несколько интересных путеводителей. Самый из них любопытный, Ольги Чередниченко. Её книга не просто справочник мест. Это личный опыт путешествий, не редко весьма нестандартный, автостоп и на автомобиле в одиночку! Не смотря, что книга издана в 2017 году, актуальна будет и через десять лет.
Вот, что она к примеру, там пишет: «Бывает, что при пересечении границ в развивающихся странах с путешественника пытаются стрясти пару долларов на некие «пограничные сборы». Всегда требуйте чеки. Примерно в 50% случаев данное требование волшебным образом отменит сбор. В развивающихся странах, выбирать отель лучше на месте. Дешевые отели просто не попадают в сети онлайн-бронирования». Эти её советы, конечно, не относятся именно к Прибалтике, но могут оказаться полезными впредь. Я бы не хотел рушить интригу и дам возможность узнать опыт Ольги вам самостоятельно.
Сфера же личных интересов лежит также в области художественной литературы, психологии и маркетинга. Вот книги, от которых я получил радость, прочитал или читаю в моменте сейчас, в 2022 году:
Не так давно, получил очередную партию книг с Azon.Market. Снял обзорное видео о достоинствах и недостатках. 05.11.2022:
Книга: Бодо Шефер, "Ментальная алхимия".
Книга: Бодо Шефер, "Законы победителей".
Книга: Бодо Шефер, "Я буду зарабатывать больше! Как постоянно увеличивать доходы".
Книга: Владимир Древс, "Миллионер с хорошей кармой".
Книга: Владимир Древс, "Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность".
Книга: Самюэль Хантингтон, "Столкновение цивилизаций".
Книга: Збигнев Бжезинский, "Великая шахматная доска".