Двери перед посетителями легендарный таллиннский кинотеатр «Сыпрус» распахнул ровно шестьдесят лет тому назад: 15 мая 1955 года.
Нынешние юбилейные торжества отшумели в конце апреля, приурочены они были не к дате непосредственного открытия, а к годовщине передачи кинотеатра его нынешним операторам. Оно, наверное, и к лучшему — разговор о долгой и насыщенной истории легендарного таллиннского кино лучше вести после того, как праздничная суматоха естественным образом стихает.
Дела послевоенные
По таллиннским кинотеатрам Вторая мировая война прошлась почему-то особенно немилосердно: к моменту возвращения в город Красной армии число их сократилось вдвое.
«Арс» на месте нынешнего Центра русской культуры высился коробкой выгоревших стен. От «Модерна» на Тартуском шоссе, «Би-Ба-Бо» на улице Виру, «Кунгла» на Тынисмяэ остались, в буквальном смысле, одни воспоминания.
Судьба кинотеатра «Глория-Палас» сложилась счастливее: бомбы его не тронули. Именно поэтому уцелевший зал сперва передали труппе театра «Эстония», а позже — Русскому драматическому театру, для регулярных кинопоказов помещения были утрачены.
И хотя важнейшим из всех видов искусств для советской власти, как известно, являлось кино, с возведением новых кинотеатров в столице ЭССР первых послевоенных лет не спешили: имелись градостроительные задачи и посущественнее, и поактуальнее.
Только в самом начале пятидесятых горисполком принял решение о строительстве для «десятой музы» подобающего «храма»: два деревянных кинотеатра, построенных в Копли и Пельгуранде, с растущим потоком зрителей явно не справлялись.
Новый кинотеатр, подобающий столице союзной республики и масштабом, и техническим оснащением, строить решили в самом центре города: на месте военных разрушений на углу улиц Харью и Мюйривахе.
Новые требования
Выбор не был случайным: дом номер девять на улице Харью — бывшую банковскую контору, пострадавшую в марте 1944-го, — уже полным ходом восстанавливали для нужд создаваемой Таллиннской киностудии.
Идея расположить кинотеатр премьерного показа стена в стену с местом производства новых кинолент выглядела свежей, оригинальной и символической, да страсть к погоне за рекордами воспрепятствовала ее реализации.
Товарищи из Министерства кинематографии ЭССР очень хотели, чтобы вместимостью новый кинотеатр превосходил любой из существовавших прежде, и постановили увеличить его вместимость с шестисот изначальных мест до восьмисот.
Одновременно архитекторы получили задание перепланировать будущее здание под два зрительных зала, которые позволили бы демонстрировать две различные киноленты одновременно: подобного таллиннские кинотеатры доселе не знали.
Творческий коллектив в составе Фердинанда Вендаха, Пеэтера Тарваса и Аугуста Вольберга был озадачен не на шутку: выделенный под строительство участок на углу Харью и Мюйривахе для кинотеатра-гиганта был явно тесноват.
Городские власти пошли проектировщикам навстречу. Строить было решено в том же квартале, но с другой его стороны — на развилке улиц Мюривахе и Вана-Пости: довоенная застройка тут тоже была утрачена.
Должное спасибо
Проект будущего «Сыпруса», — (на тот момент еще безымянного: в прессе проскальзывали варианты названия «Спартак» и «Ленинград», — был утвержден столичными властями в октябре 1950 года.
Для архитектуры советской Эстонии и ее столицы это было переломное время: пора «самоочищения от буржуазных формалистов» — тех, кто пытался творить в духе довоенного зодчества и наступления фазы зрелого сталинского ампира.
От слепого копирования общесоюзных образцов здание нового кинотеатра было защищено двумя факторами одновременно: во-первых, нестандартный участок застройки, а во-вторых — стремление вписать его в сложившийся ансамбль.
Надо отдать должное Вендаху — мастеру старой школы, до войны занимавшему пост главного архитектора Нымме: первоначальный проект здания, изгибающегося по главному фасаду вогнутой параболой, разработал, по-видимому, именно он.
Отдельное спасибо его коллегам Вольбергу и Тарвасу следует сказать за то, что при создании декора всех трех, по сути — главных, фасадов постройки они смогли избегнуть обязательной в ту пору пышности, граничащей с избыточностью.
Главная их оригинальная находка — шесть колонн, формирующих портик у входа: оформлены они с использованием декоративных мотивов народного искусства; если быть совсем точным — традиционной мухуской вышивки. Двумя аналогичными колоннами те же архитекторы украсили здание павильона ЭССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке: своего рода привет Москве от крохотного острова в акватории Балтики.
Сроки и слухи
В первой половине пятидесятых годов в Таллинне строили основательно и неспешно: фундамент на развилке Мюйривахе и Вана-Пости заложили полтора года спустя, после утверждении проекта, стены начали расти еще через год.
Весной 1954 года здание успели подвести под крышу, приступив к внутренним и отделочным работам. А летом стало очевидно — темп строительства стал снижаться: об открытии кинотеатра в намеченные сроки, увы, не приходится мечтать.
Редакция газеты «Ыхтулехт» взяла над стройкой шефство, обязавшись информировать таллиннцев об объеме выполненных работ, темпах строительства, передовиках и «отстающих» еженедельно, посылая на объект журналистский патруль.
Складывается впечатление, что с репортерами в Таллинне тех лет было лучше, чем со строителями-отделочниками, способными выполнять сложные лепные работы: газетные материалы публиковались регулярно, а открытие кино — откладывалось.
К Первомаю 1955 года удалось, правда, снять леса с уличных фасадов: раздавались робкие голоса, что управиться с отделкой интерьеров удастся хорошо если к пятнадцатилетию создания ЭССР, то есть, не ранее середины лета.
По городу даже поползли нехорошие слухи — дескать, величественная люстра в одном из зрительных залов сорвалась, разбилась, и теперь место, где ей надлежало быть, спешно декорируют лепным потолочным плафоном.
С осветительными приборами, к счастью, никаких происшествий не было. А вот часть потолочного декора, закрепленного в крайней спешке, действительно рухнула буквально в первую же ночь.
Правда, случилось это накануне открытия кинотеатра или же уже после него — об этом таллиннские старожилы в воспоминаниях, как принято говорить, диаметрально расходятся.
Проверка временем
То, что полностью подготовить кинотеатр к открытию всё же удалось за две первые майские недели, казалось почти чудом. Но оно стало реальностью: в эксплуатацию кинотеатр был сдан ко вторым выходным мая.
«Двери таллиннского кинотеатра «Сыпрус» («Дружба») распахнулись в минувшее воскресенье, — писала два дня спустя, 17 мая, «Сталинская Молодежь». — Тысячи таллиннцев смотрели в его залах художественный фильм «Михайло Ломоносов».
«Архитекторы и строители позаботились о том, чтобы создать необходимые удобства для зрителей, — вторила «Советская Эстония». — Всё, начиная от кассового вестибюля и кончая зрительными залами, оставляет впечатление простоты и изящества».
Журнал «Pilt ja Sõna» отмечал, что оборудование для демонстрации фильмов получено из Ленинграда, Еревана, Самарканда «и других городов братских союзных республик», — словно в подтверждение верности названия кинотеатра. Посетившие его открытие репортеры были единодушны: новый кинотеатр определенно станет для таллиннцев и гостей города излюбленным местом, приходить в которое всегда будет праздником.
Шесть минувших с той поры десятилетий подтвердили — слова эти не оказались дежурным журналистским клише: дружба горожан и кинотеатра «Сыпрус» продолжается.
Хочется верить, что не угаснет она и впредь — несмотря на смену эпох, архитектурных стилей и художественных вкусов.
Йосеф Кац
«Столица»
Related posts
- 75 лет: Самый столичный музей, Таллиннский, справляет юбилей
- Не только 1939 год, но и оккупационный снег 1941-1944 годов. Таллин, цветные фотографии.
- Киномагнат Леон Фальштейн в Ревеле
- История Марта Лаара, за Синими горами
- Эхо победы
- «Исконный враг» профессора Улуотса
- Эстония 1944-1945 годов
- Возвращение на родину
- Неприметные метаморфозы: фасад театра «Эстония» в Таллине
- Парк, стадион и музей: детские адреса Таллинна
Читать с монитора или экрана телефона удобно ни всегда. Предпочитая классический бумажный источник, где с лёгкостью и пометки поставить можно, обратимся к лучшему в Европе магазину литературы на русском языке.
Такой магазин, несомненно azon.market. Широкий выбор новинок! Цены в книжных магазинах, как правило близкие и отличаются не сильно. Именно потому при поиске где заказать и купить книгу в Европе, я выбираю azon.market. Во-первых, магазин расположен в Риге, а это особенно удобно по доставке заказа книг в Эстонию и Литву, в Таллин и Вильнюс, не говоря о других городах. Во-вторых, я живу в Таллине, и конечно, закажу дешевле и быстрее из Риги, чем к примеру, из Германии. В третьих, при заказе книг свыше 40 евро, доставят по Эстонии, Латвии и Литве до почтового автомата бесплатно. А если заказать свыше 65 евро, то могут задействовать курьерскую доставку на дом.
Во втором случае, уже не столь важно в какой части Европейского Союза вы живете, если конечно, ни в Греции, на Кипре или Мальте. Рижанам повезло особенно, им бесплатна доставка вне зависимости от суммы заказа.
Действует партнерская программа лояльности! Просто начните оформлять свой заказ, и система предложит вам доступные варианты доставки в вашу страну. Там же будут ясны все подробности.
Свой первый крупный заказ я сделал, в 2016-году. Доставка тогда заняла всего несколько дней. С тех пор, магазин постоянно держит в курсе о новинках и регулярных акциях. Позволяет иметь в руках новенькие, пахнущие типографской краской уютные книги, что обогащают знаниями, и дарят эмоции чтения. Отметил для желающих совершить путешествие в Таллин, несколько интересных путеводителей. Самый из них любопытный, Ольги Чередниченко. Её книга не просто справочник мест. Это личный опыт путешествий, не редко весьма нестандартный, автостоп и на автомобиле в одиночку! Не смотря, что книга издана в 2017 году, актуальна будет и через десять лет.
Вот, что она к примеру, там пишет: «Бывает, что при пересечении границ в развивающихся странах с путешественника пытаются стрясти пару долларов на некие «пограничные сборы». Всегда требуйте чеки. Примерно в 50% случаев данное требование волшебным образом отменит сбор. В развивающихся странах, выбирать отель лучше на месте. Дешевые отели просто не попадают в сети онлайн-бронирования». Эти её советы, конечно, не относятся именно к Прибалтике, но могут оказаться полезными впредь. Я бы не хотел рушить интригу и дам возможность узнать опыт Ольги вам самостоятельно.
Сфера же личных интересов лежит также в области художественной литературы, психологии и маркетинга. Вот книги, от которых я получил радость, прочитал или читаю в моменте сейчас, в 2022 году:
Не так давно, получил очередную партию книг с Azon.Market. Снял обзорное видео о достоинствах и недостатках. 05.11.2022:
Книга: Бодо Шефер, "Ментальная алхимия".
Книга: Бодо Шефер, "Законы победителей".
Книга: Бодо Шефер, "Я буду зарабатывать больше! Как постоянно увеличивать доходы".
Книга: Владимир Древс, "Миллионер с хорошей кармой".
Книга: Владимир Древс, "Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность".
Книга: Самюэль Хантингтон, "Столкновение цивилизаций".
Книга: Збигнев Бжезинский, "Великая шахматная доска".