Непростой во всех отношениях XVI век подарил Таллинну первые портреты города и его жителей, первый памятник, а также один из ключевых текстов городской истории.
Специалисты говорят, что склонность к саморефлексии нередко проявляется у человека особо остро в период кризисов и испытаний.
Аналогичных выводов в отношении городов никто, похоже, до сих пор, не делал, хотя Таллинн мог сослужить подобной теории хорошую службу в качестве примера наглядного, а главное – очевидного и убеждающего.
Шестнадцатое столетие – пора перехода от Средневековья к раннему Новому времени, эпоха религиозного, политического, а вскоре и военного кризиса – было непростым на всей территории прежней Ливонской конфедерации.
Привычный уклад рушился, грохотали пушки, лилась кровь, эпидемии прокатывались по разоренному краю – и именно тогда таллиннцы, похоже, впервые, задумались над извечными вопросами: кто мы, откуда, куда идем и что оставим в память о себе?!
Открытие индивида
«Жизнь человека – сон, тень, пузырь на воде, – писал настоятель церкви Святого духа Георг Мюллер. – Перед Александром Македонским дрожал мир, но и его скосили, как траву».
Жил проповедник лет четыреста тому назад. Но воззрения его всецело укладывались в картину мира средневекового человека и на рубеже XVI–XVII столетий были уже анахронизмом.
Никто, конечно же, не может сказать, когда именно жители Ревеля впервые стали воспринимать земную жизнь как нечто самоценное, а не как кратковременный пролог жизни вечной, грядущей.
Культурологи склонны по умолчанию считать, что произошло это не позднее эпохи Возрождения в общеевропейских масштабах и в период церковной Реформации применительно к реалиям Северной Европы.
Искусствоведы соглашаются: индивидуальное начало стало интересовать местных мастеров резца и кисти практически одновременно с тем, как под сводами храмов зазвучала проповедь учения Лютера. Или чуть раньше.
Хороший пример тут – Мариинская капелла церкви Олевисте, возводить которую начали в 1513 году (формально еще при католичестве), а завершили и освятили десять лет спустя, накануне начала в Ревеле церковной Реформации.
Лебединая песнь готической архитектуры, она, как считается, уже несет чуть заметный отблеск нового, ренессансного, еще даже не искусства, а видения мира и человека в нем: не слишком приметный на первый взгляд, но достаточно красноречивый.
Строил здание мастер, по всей вероятности, славянского происхождения – выходец с территории современной Польши Клеменс Пале. Его «автопортрет» ряд исследователей склонен видеть в бородаче, вытесанном на консоли карниза.
Это, конечно, только одна из многочисленных версий. Но изваяния лиц, отмеченных явной печатью практически портретной индивидуальности, становятся в XVI веке популярнейшим украшением частных и общественных зданий Ревеля.
Оригиналы тех, что украшали утраченную в годы Второй мировой войны важню, хранятся в фондах Городского музея. Те, что появились в 1596 году на фасаде дома по Ратушной площади, 18, красуются на былом месте копиями.
Легенда гласит, что «официально» изображая евангелистов, в реальности они представляют собой портреты то ли членов магистрата, то ли сыновей домовладельца – доказать или опровергнуть обе версии трудно.
Зато доподлинно известно имя первого таллиннского горожанина, удостоенного (хотя и посмертно) собственного изображения языком монументальной пластики: звали его Блазиусом Хохгреве.
Город и горожане
Не двинь в свое время на Ливонию свои полки государь московский и всея Руси Иоанн Васильевич – след о себе Блазиус Хохгреве оставил бы разве что в криминальной хронике.
Богатый купец, член Большой гильдии, он оказался замешан в какой-то афере с вывозом товара из соседней Финляндии и продаже их в Ревеле без уплаты соответствующей пошлины.
Склонность к риску и авантюризму, вызвавшая возмущение отцов города в мирное время, оказалась весьма кстати, когда под крепостными стенами появился враг – передовые разъезды татарской конницы.
Кульминационной точкой в биографии Хохгреве стало 11 сентября 1560 года, когда отряд под его командованием вступил в окрестностях Пярнуского тракта в схватку с конниками хана Шах-Али – и фактически весь погиб.
Событие это, в контексте сражений Ливонской войны едва ли примечательное, оказалось увековечено современниками сразу несколькими произведениями искусства, в разной степени сохранившимися до наших дней.
Из трех памятников непосредственно на поле битвы – погибшим воинами из отряда ревельских Черноголовых, их командирам Лутке ван Ойтену и Блазиусу Хохгреве, – уцелел последний – массивный плитняковый крест во дворе на улице Марта.
Высеченная на его поверхности коленопреклоненная перед распятием фигура павшего достаточно точно передает облик зажиточного горожанина своего времени: дорогой костюм, вошедшая в моду «лютеровская» аккуратно стриженная бородка…
Схожим по композиции был и памятник ван Ойтену, разрушенный лет семьдесят тому назад. А вот павшим черноголовым пришлось довольствоваться только выбитыми на каменной плите именами да подходящей цитатой из Псалтыри.
Впрочем, увидеть их лица тоже не составит большого труда: в собрании Таллиннского городского музея хранится эпитафия, заказанная некогда черноголовыми в память о павших в бою с «московитами» своих собратьях.
Что примечательно вдвойне, помимо изображений конкретных горожан, написанная на доске картина донесла до нас и старейший «портрет» города: часть крепостной стены у Морских ворот и башня церкви Олевисте.
И это еще один несомненный знак перемен в мировоззрении горожан: средневековые мастера если и изображали реальные городские панорамы, то, как правило, в качестве фона к библейским сюжетам.
Запечатлеть для современников и потомков не просто родной город, а объект, бывший поводом для справедливой гордости – самую высокую в окрестных краях колокольню, – ментальный прорыв.
Вызов, брошенный уходящей в прошлое средневековой традиции. И явный пролог к практике последующего века, когда город обзаведется полудюжиной гравированных «портретов».
Хронист эпохи
Изобразить город не в пору трудных испытаний, а мирной порой никто из работавших в Ревеле на протяжении XVI столетия, к сожалению, так и не удосужился. Но пробел этот восполним.
Два расписных люнета в Малом зале Большой гильдии – нынешнем Историческом музее – изображают прибытие в город первых протестантских проповедников и праздник Майского графа.
Работы остзейских художников полуторавековой давности, отдаленных от запечатленных ими событий тремя сотнями лет, хотя и содержат ряд ошибок, выполнены с завораживающей достоверностью.
Благодарным тут надо быть не только живописцам – говоря откровенно, довольно провинциальным. Но и текстам непосредственного свидетеля и очевидца, запечатлевшим быт ганзейского Ревеля во всей красе и полноте.
Звали его Бальтазар Руссов, состоял он настоятелем эстонского прихода Святодуховской церкви, а в историю города вошел как создатель «Хроники Ливонской провинции» – текста, значимость которого переоценить было бы сложно.
Нет никакого сомнения: хроники на территории современных Эстонии и Латвии создавались и до того. Как анонимные, так и авторские, они известны с самого начала эпохи Северных крестовых походов – иными словами, с первой четверти XIII века.
По своему сословному положению пастор Руссов не отличался от своих предшественников: был он лицом духовного звания и, взявшись за перо, наверняка свято верил, что преследует цели исключительно дидактические и нравоучительные.
Однако вот незадача: читая в наши дни хронику, изданную впервые в 1576 году, отчетливо понимаешь, что пером хрониста водила муза истории Клио – даже если сам автор, богобоязненный лютеранский священник, не задумывался над этим.
Впрочем, представлять себе Руссова как некого «Нестора-летописца», укрывшегося от бурных событий современности в тиши отшельнической кельи, было бы неверно в корне: хронист был подлинным биографом своей эпохи.
И не столь важно, что так ценимые потомками описания средневековых празднеств или же роскошного дворянского быта он фиксировал ради обличения нравов «порочной эпохи католичества»: он сохранил их навсегда.
Нельзя сказать, что город оценил автора при жизни: тот, кто на титульном листе впервые обозначил себя как «ревельца», был вынужден посвящать продолжения своего труда не магистрату, а шведскому королю.
Да, откровенно говоря, и в Таллинне наших дней тоже, к сожалению, так и нет не то что улицы – даже переулка или дворика, который был бы наречен именем первого городского хрониста.
Увековечен он разве что только названием чесночного ресторана «Бальтазар» да букинистического салона Russow galerii. Что ж, изгибы исторической памяти непредсказуемы.
Йосеф Кац
«Столица»
Читать с монитора или экрана телефона удобно ни всегда. Предпочитая классический бумажный источник, где с лёгкостью и пометки поставить можно, обратимся к лучшему в Европе магазину литературы на русском языке.
Такой магазин, несомненно azon.market. Широкий выбор новинок! Цены в книжных магазинах, как правило близкие и отличаются не сильно. Именно потому при поиске где заказать и купить книгу в Европе, я выбираю azon.market. Во-первых, магазин расположен в Риге, а это особенно удобно по доставке заказа книг в Эстонию и Литву, в Таллин и Вильнюс, не говоря о других городах. Во-вторых, я живу в Таллине, и конечно, закажу дешевле и быстрее из Риги, чем к примеру, из Германии. В третьих, при заказе книг свыше 40 евро, доставят по Эстонии, Латвии и Литве до почтового автомата бесплатно. А если заказать свыше 65 евро, то могут задействовать курьерскую доставку на дом.
Во втором случае, уже не столь важно в какой части Европейского Союза вы живете, если конечно, ни в Греции, на Кипре или Мальте. Рижанам повезло особенно, им бесплатна доставка вне зависимости от суммы заказа.
Действует партнерская программа лояльности! Просто начните оформлять свой заказ, и система предложит вам доступные варианты доставки в вашу страну. Там же будут ясны все подробности.
Свой первый крупный заказ я сделал, в 2016-году. Доставка тогда заняла всего несколько дней. С тех пор, магазин постоянно держит в курсе о новинках и регулярных акциях. Позволяет иметь в руках новенькие, пахнущие типографской краской уютные книги, что обогащают знаниями, и дарят эмоции чтения. Отметил для желающих совершить путешествие в Таллин, несколько интересных путеводителей. Самый из них любопытный, Ольги Чередниченко. Её книга не просто справочник мест. Это личный опыт путешествий, не редко весьма нестандартный, автостоп и на автомобиле в одиночку! Не смотря, что книга издана в 2017 году, актуальна будет и через десять лет.
Вот, что она к примеру, там пишет: «Бывает, что при пересечении границ в развивающихся странах с путешественника пытаются стрясти пару долларов на некие «пограничные сборы». Всегда требуйте чеки. Примерно в 50% случаев данное требование волшебным образом отменит сбор. В развивающихся странах, выбирать отель лучше на месте. Дешевые отели просто не попадают в сети онлайн-бронирования». Эти её советы, конечно, не относятся именно к Прибалтике, но могут оказаться полезными впредь. Я бы не хотел рушить интригу и дам возможность узнать опыт Ольги вам самостоятельно.
Сфера же личных интересов лежит также в области художественной литературы, психологии и маркетинга. Вот книги, от которых я получил радость, прочитал или читаю в моменте сейчас, в 2022 году:
Не так давно, получил очередную партию книг с Azon.Market. Снял обзорное видео о достоинствах и недостатках. 05.11.2022:
Книга: Бодо Шефер, "Ментальная алхимия".
Книга: Бодо Шефер, "Законы победителей".
Книга: Бодо Шефер, "Я буду зарабатывать больше! Как постоянно увеличивать доходы".
Книга: Владимир Древс, "Миллионер с хорошей кармой".
Книга: Владимир Древс, "Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность".
Книга: Самюэль Хантингтон, "Столкновение цивилизаций".
Книга: Збигнев Бжезинский, "Великая шахматная доска".