У церкви Иоанна Предтечи в Нымме достойный и солидный юбилей: ровно сто лет назад со дня закладки в фундамент будущего храма символического краеугольного камня.
Предложенная изначально в качестве немедленного, временного решения, деревянная постройка под ныммескими соснами за прошедший век превратилась в признанный памятник архитектуры и неотъемлемую часть городского пейзажа.
На волне юбилея
Пойди история немного по-иному – и знаменательную дату в истории главной святыни православного Нымме следовало бы отмечать в год, завершающийся не на «двойку», а на «тройку» или «четверку».
Ведь выстроена она могла быть лет на десять ранее своего появления на свет – и оказаться посвященной историческому событию, не имевшему непосредственного отношения к прошлому непосредственно Таллинна.
В 1913 году губернский город Ревель – собственно, как и вся тогдашняя Российская империя – отмечал трехсотлетие правящей династии. Закладка церквей в дни юбилея дома Романовых происходила повсюду.
Заметка, озаглавленная «Хорошее дело» и призывающая жертвовать на строительство в «местечке Немме» дома православной молитвы, была опубликована в начале юбилейного года и на страницах «Ревельских известий».
Имеются, впрочем, все основания полагать, что сама идея обзавестись своим храмом родилась у жителей Нымме и отдыхающих здесь дачников, как минимум, за полгода до публикации газетной статьи – если не раньше.
Так, по сведениям все той же газеты, летом 1911 года дачу в Нымме снимал некий находившийся в отставке священник Харламов, который и начал с владельцем местных земель переговоры о приобретении участка под строительство.
Барон Николай фон Глен, основатель дачной местности, пошел навстречу пожеланиям отдыхающих – и в сентябре 1912-го безвозмездно передал православным тысячу квадратных сажен. Утвержден официально подарок был в начале следующего года.
К тому времени контуры будущего храма уже были намечены: каменная постройка на 400 прихожан. Решено было посвятить церковь трехсотлетию династии – ради выражения верноподданнических чувств и возможного финансирования со стороны государства.
Освящение подаренного бароном Гленом участка состоялось на пике «Романовских торжеств» – 22 февраля 1913 года. Следующим летом успели провести благотворительные концерты и дни сбора пожертвований на предстоящее строительство.
А еще через год грянула Первая мировая война. Спровоцированная ею инфляция уничтожила собранные средства. Последовавшая затем революция и вовсе конфисковала банковские накопления «эксплуататоров и их организаций».
Парадоксальным образом именно крах монархии и распад империи на ряд независимых государств вновь сделал идею учреждения в Нымме православного прихода едва ли не более актуальным, чем в царское время.
Из революционного Петрограда в Эстонию устремился поток беженцев. Снимать жилье в столице новоиспеченного государства было им не по карману, да и бывшим офицерам СЗА жить в ней было поначалу запрещено.
Спасением оказался Нымме: бывший дачный пригород на глазах превращался в поселок с постоянным круглогодичным населением. И православные вскоре стали в нем едва ли не третьей по численности конфессией.
Временное решение
Насколько многочисленным было в ту пору православное население Нымме говорит, в частности, тот факт, что в дни главных церковных праздников была необходимость пускать в Таллинн дополнительные поезда.
Ни для кого, впрочем, не было секретом, что шаг этот носит характер чрезвычайного, временного и решить проблему может только учреждение в поселке собственного прихода, со своим собственным местом богослужения.
Порой, по причине его отсутствия, приходилось прибегать к довольно неожиданным, на первый взгляд, решениям: так, первая православная церковная служба в Нымме была проведена в марте 1922 года в помещениях лютеранской кирхи.
Продолжались они тут всю весну – пока вновь избранный совет лютеранского храма не решил, что соседство двух конфессий в одном здании больше не может считаться нормальным, и отказался с 1 июля делить помещение с православными.
21 июня 1921 года глава Эстонской апостольской православной церкви архиепископ Александр дал добро на создание в Нымме отдельного самостоятельного прихода с возможностью проведения богослужений как на русском, так и на эстонском языках.
С языковой стороной разобраться было проще, чем с материальной. Таллиннские приходы соборов Александра Невского и Преображенского, а также Симеоновской церкви помогли ныммеским собратьям утварью и походным иконостасом.
Сбор же денег на строительство церковного здания возглавили жители Нымме А.Труз и Г. Алексеев. Буквально в считанные месяцы им удалось изыскать сумму, необходимую для начала непосредственных строительных работ – 300 000 марок.
В ход шли как подписные листы, так и лотерея, благотворительные вечера и концерты. Периодика отмечала, что среди жертвователей были местные обыватели всех трех национальностей – эстонцы, русские, немцы.
Наконец, 13 августа 1922 года, в воскресенье, на расчищенную площадку неподалеку от железнодорожной ветки на Кейла, прибыли представители столичного духовенства во главе с архиепископом Александром.
«По облачении владыка обратился с словом к прихожанам, в котором с глубоким сочувствием отнесся к их благому начинанию и призвал благословение на доброе дело», – писали «Последние известия».
«Православные выражают искреннее пожелание, чтобы труды увенчались успехом, и чтобы Немме еще в этом году украсилось храмом работы талантливого архитектора», – заключало издание.
Желаемое и возможное
Исполниться чаяниям прихожан было суждено в несколько откорректированном формате: освятить храм удалось только осенью 1923 года – да и выстроен он был по упрощенному проекту.
Изначально проектирование было поручено Александру Владовскому – архитектору-живописцу, признанному на профессиональной ниве мэтру, тонкому знатоку и стилизатору зодчества различных стран и эпох.
Церковь в Нымме виделась ему решенной в формах и стилистике деревянного зодчества Русского Севера: шатровый храм, подобно свече устремленный ввысь, делающий постройку чем-то неумолимо родственной готическим формам.
Такой вариант, возможно, показался заказчикам слишком уж непривычным и радикальным, а, скорее всего – достаточно дорогим в реализации. Упростить составленный проект было поручено гражданскому инженеру Алексею Голубкову.
Едва ли не самой характерной из выявленных к сегодняшнему дню его работ является великокняжеский охотничий павильон в Александровском парке Царского села – добротный и сказочный, но несколько стандартный и практически типовой деревянный терем.
Особых архитектурных изысков не предложил Голубков и для облика ныммеской православной церкви. Взяв за основание, намеченное Владовским, он срезал вознесенный к небесам крытый дранкой шатер и заменил его жестяным луковичным куполом.
Две главки схожего силуэта архитектор разместил над алтарной апсидой и притвором-звонницей. Определенно от изначального варианта была позаимствована и идея украсить декоративные ниши-закомары росписями на библейскую тематику.
«Увы, из противоречия между желаемым и возможным православным неммеским жителям пришлось на этот раз выбрать осуществимое», – был вынужден констатировать автор опубликованной в «Последних известиях» статьи.
С дистанции почти в столетие понимаешь: журналист несколько перегнул палку. Осуществленный вариант храма Иоанна Предтечи заслуживает звания памятника как архитектурной мысли, так и исторической эпохи.
Аскетичность его облика лучше позволяет понять и прочувствовать ту непростую ситуацию, в которой оказались на неведомой им доселе чужбине бывшие жители Петрограда и его ближайших окрестностей.
Значительная их часть в скором времени окажется рассеянной по путям-дорогам белой эмиграции, протянувшимся от Берлина и Парижа до Аргентины и США. Кто-то останется в Эстонии и пустит корни.
Не вина последних, что ни им, ни их потомкам не удалось реализовать давнишнюю, унаследованную еще от дореволюционных времен, идею выстроить в Нымме каменный православный храм.
Деревянный, замышлявшийся в качестве временного, он простоял значительно дольше, чем предполагали его возводившие. И накануне грядущего столетия выглядит свежо и молодо.
Йосеф Кац
«Столица»
Related posts
- Театр «Эстония»: метаморфозы фасада
- Ёлочная кутерьма и букетик ландышей: ревельское Рождество вековой давности
- «Приветливый и давно желанный храм»: столетие церкви Святителя Николая
- «Факт огромного значения для всей нации»: зданию театра «Эстония» — ровно век!
Читать с монитора или экрана телефона удобно ни всегда. Предпочитая классический бумажный источник, где с лёгкостью и пометки поставить можно, обратимся к лучшему в Европе магазину литературы на русском языке.
Такой магазин, несомненно azon.market. Широкий выбор новинок! Цены в книжных магазинах, как правило близкие и отличаются не сильно. Именно потому при поиске где заказать и купить книгу в Европе, я выбираю azon.market. Во-первых, магазин расположен в Риге, а это особенно удобно по доставке заказа книг в Эстонию и Литву, в Таллин и Вильнюс, не говоря о других городах. Во-вторых, я живу в Таллине, и конечно, закажу дешевле и быстрее из Риги, чем к примеру, из Германии. В третьих, при заказе книг свыше 40 евро, доставят по Эстонии, Латвии и Литве до почтового автомата бесплатно. А если заказать свыше 65 евро, то могут задействовать курьерскую доставку на дом.
Во втором случае, уже не столь важно в какой части Европейского Союза вы живете, если конечно, ни в Греции, на Кипре или Мальте. Рижанам повезло особенно, им бесплатна доставка вне зависимости от суммы заказа.
Действует партнерская программа лояльности! Просто начните оформлять свой заказ, и система предложит вам доступные варианты доставки в вашу страну. Там же будут ясны все подробности.
Свой первый крупный заказ я сделал, в 2016-году. Доставка тогда заняла всего несколько дней. С тех пор, магазин постоянно держит в курсе о новинках и регулярных акциях. Позволяет иметь в руках новенькие, пахнущие типографской краской уютные книги, что обогащают знаниями, и дарят эмоции чтения. Отметил для желающих совершить путешествие в Таллин, несколько интересных путеводителей. Самый из них любопытный, Ольги Чередниченко. Её книга не просто справочник мест. Это личный опыт путешествий, не редко весьма нестандартный, автостоп и на автомобиле в одиночку! Не смотря, что книга издана в 2017 году, актуальна будет и через десять лет.
Вот, что она к примеру, там пишет: «Бывает, что при пересечении границ в развивающихся странах с путешественника пытаются стрясти пару долларов на некие «пограничные сборы». Всегда требуйте чеки. Примерно в 50% случаев данное требование волшебным образом отменит сбор. В развивающихся странах, выбирать отель лучше на месте. Дешевые отели просто не попадают в сети онлайн-бронирования». Эти её советы, конечно, не относятся именно к Прибалтике, но могут оказаться полезными впредь. Я бы не хотел рушить интригу и дам возможность узнать опыт Ольги вам самостоятельно.
Сфера же личных интересов лежит также в области художественной литературы, психологии и маркетинга. Вот книги, от которых я получил радость, прочитал или читаю в моменте сейчас, в 2022 году:
Не так давно, получил очередную партию книг с Azon.Market. Снял обзорное видео о достоинствах и недостатках. 05.11.2022:
Книга: Бодо Шефер, "Ментальная алхимия".
Книга: Бодо Шефер, "Законы победителей".
Книга: Бодо Шефер, "Я буду зарабатывать больше! Как постоянно увеличивать доходы".
Книга: Владимир Древс, "Миллионер с хорошей кармой".
Книга: Владимир Древс, "Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность".
Книга: Самюэль Хантингтон, "Столкновение цивилизаций".
Книга: Збигнев Бжезинский, "Великая шахматная доска".