Одним белым пятном на исторической карте Таллинна стало меньше: на минувшей неделе был открыт первый этап мемориального парка на месте бывшего Старого еврейского кладбища.
Дальний от центра, южный конец улицы Магазийни, тянущейся через предместье Веэренни, не то, что у гостей Таллинна — даже у самих таллиннцев особой известностью похвастаться не может.
Да и выглядел он на протяжении многих лет, скажем откровенно, довольно неприглядно: маловыразительная застройка — с одной стороны, битая временем плитняковая ограда — с другой, а за ней -запущенный пустырь.
Окрестные жители, наверняка, помнили: в относительно недавнем прошлом здесь располагалась парковка одной из городских автобаз. Но только самые почтенные из старожилов знали, что находилось тут задолго до нее.
Даты и формы
Мемориальная плита, установленная в нише каменной ограды лет тридцать тому назад, сообщает: с конца XVIII столетия до конца 1960-х годов здесь располагалось Старое еврейское кладбище.
Абсолютно верный по своей сути, высеченный в граните текст вызывает сомнения в верности датировки. Особенно — что касается первой даты, от которой предлагают отсчитывать историю объекта.
Происхождение ее достаточно очевидно: в тридцатые годы минувшего столетия один из первых исследователей еврейской общины Таллинна Носсон Гене писал, что кладбище на Магазийни было основано в 1790 году.
Авторитет патриарха изучения местной иудаики невольно хочется поставить под сомнение: Ревель в ту пору находился вне так называемой черты оседлости, общины в городе не было и для кого было создавать еврейское кладбище — неясно.
Ясно другое: по крайней мере, с сороковых годов XIX века место погребения по иудейскому обряду в административном центре Эстляндской губернии на будущей улице Магазийни имелось — и, судя по карте 1856 года, уже было обнесено стеной.
Спустя четверть столетия она была дополнена воротным комплексом, спроектированным архитектором Николаем Таммом-старшим — автором здания ревельской Хоральной синагоги, стоявшей некогда на пересечении улицы Маакри и Малого Тартуского шоссе.
Рассеянные по всему миру евреи единого архитектурного стиля не выработали. Исходя из географических координат зарождения иудаизма, зодчие позапрошлого века считали, что возводить иудейские религиозные постройки следует в духе сказочного Востока.
Именно подобный стиль, получивший позднее от искусствоведов имя «псевдомавританского», был избран Таммом и для фасадов еврейского дома молитвы, и для оформления въезда на территорию еврейского кладбища.
Нет, правда, уверенности в том, что проект, составленный архитектором в 1880 году, был реализован в полном объеме: единственное фото кладбищенских ворот сделано уже в послевоенные годы — и не отличается качеством.
Однако, если задуманное Таммом было воплощено в жизнь целиком, мы вправе говорить о первом использовании неомавританского стиля в Таллинне: синагога на Маакри будет освящена пятью годами позже.
Финальный аккорд
Журналисты таллиннских газет двадцатых-тридцатых годов признавали: еврейская община у нас небольшая, а потому и кладбище еврейское, скажем прямо, не то, что овеянное легендами пражское.
И все-таки, одно сооружение на его территории неизбежно привлекало внимание не только прохожих, но и фотографов — своим интригующим, совершенно непривычным для Таллинна восточным обликом.
Речь идет о мавзолее предпринимателя и одного из активных деятелей еврейской общины Ревеля последней четверти XIX столетия — Шайи Левиновича, одного из инициаторов и спонсоров строительства Хоральной синагоги.
Скончался Левинович в 1906 году. А еще через четыре года над его захоронением был воздвигнут внушительный каменный склеп, словно перенесенный на берега Балтики то ли с просторов Леванта, то ли из сказок «Тысячи и одной ночи».
Автором колоритного сооружения был один из корифеев здешнего модерна — архитектор Жак Розенбаум, склонный как пышному декору и неожиданным формам, так и к использованию в своих работах самых современных строительных технологий.
Облицованный в нижней части стилизованным «диким камнем», в верхней — двухцветной плиткой, мавзолей был увенчан полусферическим куполом — и это был первый бетонный купол, возведенный не только в Таллинне, так и во всей Эстонии.
И хотя завершала силуэт постройки золотая звезда Давида, общая композиция склепа напоминала, скорее, не сакральную постройку, а светскую: по мнению искусствоведа Лео Генса — ворота крепостной стены одного из городов Марокко.
В первую очередь это касалось, пожалуй, оформления обрамляющей входные двери декоративной ниши. Купол же явно позаимствован у синагог XIX века в крупных германских городах — Берлине или, допустим, Нюрнберге.
Работы по возведению мавзолея Левиновича были завершены к 1910 году, став заключительным аккордом в формировании кладбищенского ансамбля на улице Магазийни — ярким и запоминающимся.
Свидетельство былого
К концу первого десятилетия XX века территория еврейского некрополя оказалась заполнена приблизительно наполовину. Расширился и город, подступив жилыми домами прямо к ограде кладбища.
Такое соседство гигиенистами было признано нежелательным — и в 1910 году еврейское кладбище на Магазийни, получив отныне название Старого, было городскими властями официально закрыто для погребения.
Те члены общины, которые заблаговременно выкупили семейные участки, могли, впрочем, подхоранивать на них своих близких — последний подобный случай датируется, вроде бы, чуть ли не серединой тридцатых годов.
Однако это были, разумеется, лишь исключения из общего правила: Новое еврейское кладбище расположилось на Рахумяэ, Старое же — фактически оказалось законсервированным и по назначению уже не использовалось.
Парадоксальным образом оно пережило времена нацистской оккупации — как и здание синагоги на улице Маакри, так и Новое кладбище на Рахумяэ, еврейский некрополь по какой-то причине не был разрушен, равно как и не был подвергнут вандализму.
Борьбу с историческими кладбищенскими ансамблями развернула в Таллинне советская власть. Первым — еще в самом начале пятидесятых годов — было уничтожено старинное Немецкое кладбище в Копли. Лет через десять подошел черед следующих.
Тщетно, да и откровенно ошибочно было бы искать некую антисемитскую подоплеку в принятом таллиннскими властями в 1963 году решении о сносе Старого еврейского кладбища на Магазийни: шаг этот был, увы, вполне в духе времени.
Ровно так же в начале шестидесятых годов из городского пространства исчезло историческое кладбище Каламая, католическое — на горке Пооламяги и мусульманское, расположенное, кстати, совсем недалеко от еврейского.
На территории последнего было решено разместить стоянку грузовой автоколонны. Надгробные камни были увезены в неизвестном направлении: как обнаружилось уже в наши дни — для укрепления морской набережной.
Какое-то время, вроде бы, сохранялась арка воротного комплекса — но позже, для того чтобы обеспечить проезд крупногабаритных фур, разрушена была и она. Мавзолей Левиновича снесли еще раньше…
Казалось, только остатки старинной ограды никак не желали мириться с ходом времени: местами разрушенные, они упорно напоминали, что на месте гаражей и мастерских когда-то было нечто иное.
Добрый пример
Последние грузовики и прицепы покинули территорию бывшего Старого еврейского кладбища в первые годы текущего столетия — и практически сразу же начались разговоры об увековечивании исторического места.
Долгое время они так и оставались разговорами: волонтеры собрались на толоку по адресу Магазийни, 27 лет пять тому назад. А в конце позапрошлого года управа Кесклинна объявила конкурс подрядов на реставрационные работы.
Первый их этап, начатый в ноябре 2021 года, завершился на минувшей неделе. И результат проведенной реконструкции, пожалуй, не вызовет нареканий ни у ценителей таллиннской старины, ни у кого-либо из жителей предместья Веэренни.
Главный вход на территорию мемориального парка акцентирован воссозданной аркой ворот: реставраторам удалось найти разумный компромисс между изначальным проектом и тем обликом, который имело сооружение на единственном известном фотоснимке.
Примыкавшие некогда к воротам помещения с квартирой кладбищенского сторожа и вспомогательных построек восстановлены, разумеется, не были: необходимости в них больше нет. Их фундаменты маркированы стилизованными скамьями.
В той части территории кладбища, на которой не было захоронений, расположились декоративные клумбы и парковая мебель — зона отдыха. Там, где сохранились обнаруженные археологами могилы, будет создана зона памяти.
Какой бы соблазнительной не казалась идея воссоздания мавзолея Левиновича, в финансовом плане это, пока еще, не по плечу. Поэтому авторы мемориального парка планируют экспонировать только фундамент постройки.
Зато выставлены будут некогда расположенные на Старом еврейском кладбище надгробия, обнаруженные строителями при прокладке трассы улицы Рейди теэ и возвращенные еврейской общине.
Хочется верить: воссоздание Старого еврейского кладбища поспособствует приведению в порядок и территории былых католического и мусульманского кладбищ, заслуживающих того не меньше.
Йосеф Кац,
«Столица»
Воссозданная арка ворот Старого еврейского кладбища -главный вход на территорию мемориального парка.
Читать с монитора или экрана телефона удобно ни всегда. Предпочитая классический бумажный источник, где с лёгкостью и пометки поставить можно, обратимся к лучшему в Европе магазину литературы на русском языке.
Такой магазин, несомненно azon.market. Широкий выбор новинок! Цены в книжных магазинах, как правило близкие и отличаются не сильно. Именно потому при поиске где заказать и купить книгу в Европе, я выбираю azon.market. Во-первых, магазин расположен в Риге, а это особенно удобно по доставке заказа книг в Эстонию и Литву, в Таллин и Вильнюс, не говоря о других городах. Во-вторых, я живу в Таллине, и конечно, закажу дешевле и быстрее из Риги, чем к примеру, из Германии. В третьих, при заказе книг свыше 40 евро, доставят по Эстонии, Латвии и Литве до почтового автомата бесплатно. А если заказать свыше 65 евро, то могут задействовать курьерскую доставку на дом.
Во втором случае, уже не столь важно в какой части Европейского Союза вы живете, если конечно, ни в Греции, на Кипре или Мальте. Рижанам повезло особенно, им бесплатна доставка вне зависимости от суммы заказа.
Действует партнерская программа лояльности! Просто начните оформлять свой заказ, и система предложит вам доступные варианты доставки в вашу страну. Там же будут ясны все подробности.
Свой первый крупный заказ я сделал, в 2016-году. Доставка тогда заняла всего несколько дней. С тех пор, магазин постоянно держит в курсе о новинках и регулярных акциях. Позволяет иметь в руках новенькие, пахнущие типографской краской уютные книги, что обогащают знаниями, и дарят эмоции чтения. Отметил для желающих совершить путешествие в Таллин, несколько интересных путеводителей. Самый из них любопытный, Ольги Чередниченко. Её книга не просто справочник мест. Это личный опыт путешествий, не редко весьма нестандартный, автостоп и на автомобиле в одиночку! Не смотря, что книга издана в 2017 году, актуальна будет и через десять лет.
Вот, что она к примеру, там пишет: «Бывает, что при пересечении границ в развивающихся странах с путешественника пытаются стрясти пару долларов на некие «пограничные сборы». Всегда требуйте чеки. Примерно в 50% случаев данное требование волшебным образом отменит сбор. В развивающихся странах, выбирать отель лучше на месте. Дешевые отели просто не попадают в сети онлайн-бронирования». Эти её советы, конечно, не относятся именно к Прибалтике, но могут оказаться полезными впредь. Я бы не хотел рушить интригу и дам возможность узнать опыт Ольги вам самостоятельно.
Сфера же личных интересов лежит также в области художественной литературы, психологии и маркетинга. Вот книги, от которых я получил радость, прочитал или читаю в моменте сейчас, в 2022 году:
Не так давно, получил очередную партию книг с Azon.Market. Снял обзорное видео о достоинствах и недостатках. 05.11.2022:
Книга: Бодо Шефер, "Ментальная алхимия".
Книга: Бодо Шефер, "Законы победителей".
Книга: Бодо Шефер, "Я буду зарабатывать больше! Как постоянно увеличивать доходы".
Книга: Владимир Древс, "Миллионер с хорошей кармой".
Книга: Владимир Древс, "Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность".
Книга: Самюэль Хантингтон, "Столкновение цивилизаций".
Книга: Збигнев Бжезинский, "Великая шахматная доска".