Восточная ветвь христианства представлена в нынешнем Таллинне немногим меньше, чем западная: первый православный приход в городе был основан еще в Средние века.
Версия о том, что во время предпринятого им похода за данью на чудь киевский князь Ярослав Мудрый дошел в 1030 году до берега Балтики и в «…Колывани церкви и дворы поставил», проходит по разряду преданий и легенд.
Но даже принимая ее как позднейшую вставку летописца в изначальный текст, невозможно не отметить: православное богослужение велось в ганзейском городе Ревеле, как минимум, со второй трети XIV века.
Первое упоминание о церкви «греческого обряда», располагавшейся на территории торгового подворья псковичей и новгородцев, встречается в магистратском документе, датированным 1371 годом.
Суровые времена
Данных о наиболее древнем периоде в истории предшественницы нынешней Никольской церкви, к сожалению, практически не сохранилось – как не сохранилось и описания самого первоначального храма.
Известно только, что стоял он на так называемой Брокусовой горе – пригорке над местом слияния трасс позднейших улиц Вене и Уус: там, где впоследствии были сооружены не дошедшие до нас Малые морские ворота.
Именно развитие пояса городских укреплений заставило переместиться на новое место и древнерусское купеческое подворье, и церковь при нем: в 1410-1413 годах началось расширение крепостной стены, и былой участок застроили.
По адресу Вене, 24, православная Никольская церковь располагается, как минимум, с двадцатых годов XV века. Вернее сказать, располагается приход – потому что сама средневековая сакральная постройка имела с нынешней мало общего.
Чертеж конца XVIII века свидетельствует: внешний облик здания имел мало общего со знакомым современным таллиннцам и гостям города – да и в целом, распознать в нем православную церковь можно было разве что по осьмиконечному кресту на колокольне.
Увенчана церковная звонница была барочным кивером с галереей для колокола, в упрощенном виде повторявшим очертания шпиля… Нигулисте. Да и вся постройка, судя по уцелевшей зарисовке, больше всего напоминала лютеранскую кирху.
Удивляться тут особых оснований нет: существование иноверческой православной церкви в городе с преобладающим протестантским, а до того – католическим населением было далеко не безоблачным. Если не сказать – порой проблематичным.
В годы церковной реформации святыня была, по всей видимости, разгромлена иконоборцами. В эпидемию 1542 года в ней разместили лазарет. В период Ливонской войны православные богослужения были запрещены.
Общее перемещение торговых путей в Европе раннего Нового времени и снижение роли Ревеля как посредника в товарообмене между востоком и западом привели к тому, что русский торговый двор был ликвидирован.
Попытки возобновить его предпринимались во времена правления королевы Кристины, однако на протяжении практически всего XVII столетия ревельский православный приход был «скорее мертв, чем жив».
Не лучше обстояли дела и в последние десятилетия шведского правления: возобновленный в 1688 году Никольский храм был обращен в лазарет во время осады города Петром I.
За стеной и вне стены
Переход города под скипетр Петра и его наследников религиозную палитру Ревеля изменил не столь радикально, как можно было подумать: былые привилегии магистрат сумел сохранить.
Угроза закрытия над старейшей православной церковью административного центра Эстляндской губернии, впрочем, исчезла. А к существующему добавились еще несколько – как в черте стен, так и в предместьях.
Намерению генерал-губернатора Александра Меншикова передать своим единоверцам Нигулисте отцы города смогли воспрепятствовать, а вот бывшая кирха шведского гарнизона стала православным Преображенским собором.
Значительного притока русского населения в Ревель XVIII столетия не наблюдалось: большую часть здешних православных составляли служащие сухопутной армии и военно-морского флота, а также – состоящие на службе при гражданском губернаторе.
Вторые, надо понимать, и составляли большую часть прихожан собора Преображения Господня, перестроенного из лютеранской церкви святого Михаила, изначально бывшей во времена католицизма храмом женского монастыря Цистерцианского ордена.
Духовные потребности первых были призваны удовлетворить несколько храмов, срубленных неподалеку от адмиралтейской гавани и армейских казарм: до наших дней из них уцелели церковь Симеона и Анны, а также Казанская церковь.
Последняя ценна особенно: пускай и с позднейшими перестройками, она донесла до наших дней облик деревянной православной церкви петровского времени. Таких-то и в самой России сохранилось немного, а за ее пределами – и вовсе.
Жаль, что во время подготовки к так и не состоявшейся в годы Крымской войны осаде города, была снесена православная церковь Федора Стратилата на «Фишермайском форштадте» – то есть в современном предместье Каламая.
Помимо оригинального облика, примечательна она была и тем, что наряду с матросами приход ее составляли русские рыбаки, приходившие в Ревель на промысел и заложившие со временем основу килечного производства.
Бурное столетие
Исключение Ревеля из числа крепостей Российской империи, прокладка железной дороги и индустриализация привели в 1880-90-е годы к росту городского населения – в том числе, православного.
Приходы в начале ХХ века возникают на предприятиях: на Балтийской мануфактуре для богослужения прихожанам выделяют бывший морг, на Русско-балтийской судоверфи – часть помещения заводской столовой.
Растет и число православных эстонцев: в 1902 году им для богослужений передается Преображенская церковь на улице Клоостри, русский приход которой перебрался во вновь возведенный собор Александра Невского.
Непосредственно после обретения Эстонской Республикой государственной независимости православный приход официально регистрируется и в Нымме – на тот момент отдельном от столицы поселке, а позже – и городе.
Основу его составляют беженцы из революционной России. Прежде всего – бывшие офицеры-белогвардейцы, проживание которых в Таллинне было затруднено из-за опасений в политической неблагонадежности и по причине дороговизны жилья.
Очевидно, что после присоединения Эстонии к Советскому Союзу – государству атеистическому – говорить о создании в столице каких-либо новых церковных приходов, вне зависимости от конфессии, было попросту немыслимо.
Новый дом православной молитвы и приход при нем возник в Таллинне уже на памяти ныне живущих горожан: им стала Церковь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Ласнамяэ, освященная 16 июня 2013 года.
Йосеф Кац
«Столица»
Читать с монитора или экрана телефона удобно ни всегда. Предпочитая классический бумажный источник, где с лёгкостью и пометки поставить можно, обратимся к лучшему в Европе магазину литературы на русском языке.
Такой магазин, несомненно azon.market. Широкий выбор новинок! Цены в книжных магазинах, как правило близкие и отличаются не сильно. Именно потому при поиске где заказать и купить книгу в Европе, я выбираю azon.market. Во-первых, магазин расположен в Риге, а это особенно удобно по доставке заказа книг в Эстонию и Литву, в Таллин и Вильнюс, не говоря о других городах. Во-вторых, я живу в Таллине, и конечно, закажу дешевле и быстрее из Риги, чем к примеру, из Германии. В третьих, при заказе книг свыше 40 евро, доставят по Эстонии, Латвии и Литве до почтового автомата бесплатно. А если заказать свыше 65 евро, то могут задействовать курьерскую доставку на дом.
Во втором случае, уже не столь важно в какой части Европейского Союза вы живете, если конечно, ни в Греции, на Кипре или Мальте. Рижанам повезло особенно, им бесплатна доставка вне зависимости от суммы заказа.
Действует партнерская программа лояльности! Просто начните оформлять свой заказ, и система предложит вам доступные варианты доставки в вашу страну. Там же будут ясны все подробности.
Свой первый крупный заказ я сделал, в 2016-году. Доставка тогда заняла всего несколько дней. С тех пор, магазин постоянно держит в курсе о новинках и регулярных акциях. Позволяет иметь в руках новенькие, пахнущие типографской краской уютные книги, что обогащают знаниями, и дарят эмоции чтения. Отметил для желающих совершить путешествие в Таллин, несколько интересных путеводителей. Самый из них любопытный, Ольги Чередниченко. Её книга не просто справочник мест. Это личный опыт путешествий, не редко весьма нестандартный, автостоп и на автомобиле в одиночку! Не смотря, что книга издана в 2017 году, актуальна будет и через десять лет.
Вот, что она к примеру, там пишет: «Бывает, что при пересечении границ в развивающихся странах с путешественника пытаются стрясти пару долларов на некие «пограничные сборы». Всегда требуйте чеки. Примерно в 50% случаев данное требование волшебным образом отменит сбор. В развивающихся странах, выбирать отель лучше на месте. Дешевые отели просто не попадают в сети онлайн-бронирования». Эти её советы, конечно, не относятся именно к Прибалтике, но могут оказаться полезными впредь. Я бы не хотел рушить интригу и дам возможность узнать опыт Ольги вам самостоятельно.
Сфера же личных интересов лежит также в области художественной литературы, психологии и маркетинга. Вот книги, от которых я получил радость, прочитал или читаю в моменте сейчас, в 2022 году:
Не так давно, получил очередную партию книг с Azon.Market. Снял обзорное видео о достоинствах и недостатках. 05.11.2022:
Книга: Бодо Шефер, "Ментальная алхимия".
Книга: Бодо Шефер, "Законы победителей".
Книга: Бодо Шефер, "Я буду зарабатывать больше! Как постоянно увеличивать доходы".
Книга: Владимир Древс, "Миллионер с хорошей кармой".
Книга: Владимир Древс, "Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность".
Книга: Самюэль Хантингтон, "Столкновение цивилизаций".
Книга: Збигнев Бжезинский, "Великая шахматная доска".