Северный, обращенный к Старому городу, фасад здания театра «Эстония» несколько раз менял свой облик, прежде чем стать таким, каким он знаком уже нескольким поколениям таллиннцев.
Четыре группы сдвоенных эркеров на торцах театрального и концертного залов, трехэтажная соединительная перемычка, увенчанная декоративным аттиком с ветровыми отверстиями: таким предстал тыльный фасад театрального здания после того, как в 1913 году с него были впервые сняты строительные леса. Обращенный к рынку, он, помимо собственно театральных помещений, скрывал за собой и коммерческие площади: сдавая их в аренду, общество «Эстония» получала средства на содержание труппы и всего здания.
В 1927 году северный фасад был частично перестроен: он подрос на один этаж, утратил мансардную крышу и аттик, а главное — увеличил число находившихся за ним комнат. Места теперь хватило для нескольких культурных обществ, а также — дирекции Государственного радиовещания. Правда, изначальная легкость и воздушность архитектурной композиции была, к сожалению, утрачена.
При восстановлении театра после мартовской бомбардировки 1944 года от прежнего архитектурного языка было решено отказаться: место модерна занял неоклассицизм, более подобающий облику одного из самых представительных мест столицы — рыночная торговля под стенами театра была упразднена, площадка перед театральным фасадом стала называться парком 1905 года.
Последнее дополнение в облик фасада «Эстонии», обращенного к Старому городу, было привнесено в конце XX века: над соединительным корпусом была оборудована мансарда, красную черепицу на здании сменили зеленой.
Пристройка преткновения
Потребности театра «Эстония» не должны превалировать над принципами охраны памятников старины, градостроительства и планировки общественного пространства.
Такова позиция столичных властей и профильных экспертов в отношении одного из самых, пожалуй, противоречивых проектов последнего времени — планов пристроить новый корпус к зданию Национальной оперы.
С мертвой точки
Уже в начале следующей недели — во вторник, 2 апреля, парламентская комиссия по культуре намерена внести в Рийгикогу проект решения о начале детальной планировки исторического Нового рынка (Уус тург).
(Для незнакомых с топонимическими тонкостями стоит пояснить: речь идет о бывшем парке 1905 года — пространстве между фасадом театра «Эстония» и проложенными по Пярнускому шоссе трамвайными путями.
Интерес к небольшому парку, приютившему на своей территории памятник первому президенту ЭР Константину Пятсу и монумент в память о расстреле рабочей манифестации в дни первой русской революции, не случаен.
Именно на этой территории планируется возвести пристройку к театральному зданию, предназначенную для новых сцены, зала и фойе, о необходимости которых руководство и творческий коллектив Национальной оперы высказывался уже неоднократно.
Как считает член Комиссии по культуре Тынис Лукас, инициированная детальная планировка поможет сдвинуть с мертвой точки проблему, насущность которой известна давно и которая не может, конечно же, разрешиться сама собой.
Не согласен он и с предложением столичных властей встроить необходимые помещения в существующее театральное здание. Прежде всего потому, что в таком случае, по его мнению, объем их все равно окажется недостаточным.
Лукас добавляет, что инициированная через парламент специальная планировка позволит «не так сильно полагаться на точку зрения Таллинна, даже несмотря на то, что объект недвижимости находится в столице».
Просто обидно
«В мире существуют десятки театров, построенных значительно раньше „Эстонии» — и на их подмостках идут современные постановки и гастролируют зарубежные труппы», — отмечает историк архитектуры Александр Пантелеев.
«Что касается дефицита репетиционных помещений: речь, если мне не изменяет память, идет о репетициях балета, — продолжает он. — На Пярнуском шоссе недавно выстроили учебный корпус МиВа — неужели танцоры не могу репетировать в нем?»
Эксперт призывает вынести за скобки рассуждения о том, что северный, обращенный к Старому городу, фасад театра «Эстония» был отстроен-восстановлен сразу после войны, то есть при советской власти, и потому, якобы, не имеет никакой особой ценности.
«Ценность бывает не только художественная, но и историческая, — напоминает он. — Однако в данном случае к словесной эквилибристике и прибегать незачем: все здание театра „Эстония» в целом является охраняемым законом архитектурным памятником».
Да и расположена «Эстония», как известно, тоже отнюдь не в чистом поле — а в охранной зоне Старого города. Находящейся, между прочим, под охраной ЮНЕСКО — и потому требующей при любом новом строительстве в ее границах особенно деликатного подхода.
«Возможность возведения архитектурно выдающегося нового здания на свободном месте, подменяется уже в идее ущербной, ограниченной по большинству параметров пристройкой, какой бы „блестящей» она ни получилась», — сокрушается Пантелеев.
Вариантов решения проблемы предлагалось немало: от предложения соединить здание «Эстонии» с центром «Солярис» подземным переходом до внутренней перестройки Горхолла или же возведения театрального корпуса в порту Беккера.
Желание найти выход именно через сооружение пристройки, которая радикально нарушит знакомый нескольким поколениям облик «Эстонии» — похоже, по мнению эксперта, на амбиции архитекторов, не способных создать что-то свое, оригинальное.
«Такое чувство, что кому-то просто обязательно использовать как основу чужое творчество, — добавляет Пантелеев. — Не до такой, конечно, степени, как пачкуны, рисующие граффити на исторических фасадах, но в похожем ключе».
«Каждая эпоха оставляет свой след в архитектуре города, — заключает он. — Что останется от сегодняшней?»
«Бронь» для культуры
Главный специалист по охране памятников старины отдела защиты памятников старины Таллиннского департамента городского планирования, Орро не сомневается: проблема существует.
«Никто не спорит: театру „Эстония» действительно необходимы новые дополнительные помещения, отвечающие современным потребностям как театральной труппы, так и зрителей», — говорит он.
При этом Орро подчеркивает: здание театра «Эстония» — памятник архитектуры своего времени, или, возможно, вернее сказать «своих времен»: оно было выстроено в начале XX века и восстановлено после войны в середине того же столетия.
«Надо помнить, что и строился, и восстанавливался театральный зал в качестве универсального, — рассказывает специалист. — Он должен был в равной степени подходить для постановки как опер и оперетт, так и балетов, и драматических произведений».
В наши дни профиль «Эстонии», как известно, изменился: драматической труппы в нем нет. Требования, которые предъявляются к музыкальному театру в наши дни, тоже в значительной степени отличаются от существовавших сто и полсотни лет тому назад.
«Все это разумные аргументы, — соглашается Орро. — Но, прислушиваясь к ним, нельзя забывать: все отрасли культуры важны для нас в равной степени. И театр или музыка ничуть не более ценны, чем, допустим, архитектура или градостроительство».
Предупреждает он и о том, что необходимость расширения театральных помещений касается, не только здания одной только «Эстонии». Пристройка закроет собой и один из фасадов соседнего Драм-театра, и уничтожит зеленый оазис в центре города.
«Конечно, существует вариант не возведения пристройки или интеграции еще одного зала в существующее здание, а строительство нового театра — пускай даже и на каком-то расстоянии от привычного всем нам адреса «Эстонии», — говорит Орро.
«Возражения о том, что это может разрушить сложившийся образ и имидж театра, на мой взгляд, несолидны, — продолжает он. — В Тарту, например, у „Ванемуйне-есть два здания — старое и новое. Но никто не сомневается в том, что это — один театр».
Другое дело, что свободной территории в центре города, где можно было бы выстроить современный театральный комплекс, в Таллинне, действительно, нет: большая часть земли находится в руках частных владельцев.
«Думаю, что городу и государству следовало бы, разрабатывая планы развития городской территории, заранее бронировать на ней участки под строительство учреждений культуры», — резюмирует Орро.
Согласно требованиям
«Театр «Эстония» — важный культурный символ столицы, который расположен на территории, включенной в список всемирного наследия ЮНЕСКО», — комментирует мэр Михаил Кылварт.
Он акцентирует внимание участников дискуссии на том, что само здание театра находится под охраной как памятник старины, а окружающий его сквер Уус тург и парк Таммсааре — природоохранная зона.
«Это не дает нам возможности обсуждать вопрос о возведении пристройки, поскольку правовые нормы не позволяют проводить здесь такие масштабные строительные работы», — поясняет глава самоуправления.
«Мы, безусловно, понимаем беспокойство работников театра, которые хотели бы расширить сценическое пространство, — заключает Кылварт. — Однако мы не можем пренебречь требованиями, установленными в отношение охраны памятников старины».
Йосеф Кац
«Столица»
Related posts
- Мир во время чумы, или как Старый Тоомас двух горожан примирил
- «В Тонди, строем, шагом марш!»: бурный век Тондиского военгородка.
- Глубоко демократический и гуманистический: памятник в сквере Таммсааре
- В поисках «отцовской темы» Таллинна: архитектура, скульптура, драматургия
- «Колесо свободы» с площади Нового рынка
- Таллин. Фотографии зданий разрушенные во времена Второй Мировой войны.
- «Исконный враг» профессора Улуотса
- Не только 1939 год, но и оккупационный снег 1941-1944 годов. Таллин, цветные фотографии.
- «Но есть у нас Таллинн…»: по столице с Георгом Отсом
- Синие сумерки с серо-зеленым оттенком: память, которая не хочет угасать
Читать с монитора или экрана телефона удобно ни всегда. Предпочитая классический бумажный источник, где с лёгкостью и пометки поставить можно, обратимся к лучшему в Европе магазину литературы на русском языке.
Такой магазин, несомненно azon.market. Широкий выбор новинок! Цены в книжных магазинах, как правило близкие и отличаются не сильно. Именно потому при поиске где заказать и купить книгу в Европе, я выбираю azon.market. Во-первых, магазин расположен в Риге, а это особенно удобно по доставке заказа книг в Эстонию и Литву, в Таллин и Вильнюс, не говоря о других городах. Во-вторых, я живу в Таллине, и конечно, закажу дешевле и быстрее из Риги, чем к примеру, из Германии. В третьих, при заказе книг свыше 40 евро, доставят по Эстонии, Латвии и Литве до почтового автомата бесплатно. А если заказать свыше 65 евро, то могут задействовать курьерскую доставку на дом.
Во втором случае, уже не столь важно в какой части Европейского Союза вы живете, если конечно, ни в Греции, на Кипре или Мальте. Рижанам повезло особенно, им бесплатна доставка вне зависимости от суммы заказа.
Действует партнерская программа лояльности! Просто начните оформлять свой заказ, и система предложит вам доступные варианты доставки в вашу страну. Там же будут ясны все подробности.
Свой первый крупный заказ я сделал, в 2016-году. Доставка тогда заняла всего несколько дней. С тех пор, магазин постоянно держит в курсе о новинках и регулярных акциях. Позволяет иметь в руках новенькие, пахнущие типографской краской уютные книги, что обогащают знаниями, и дарят эмоции чтения. Отметил для желающих совершить путешествие в Таллин, несколько интересных путеводителей. Самый из них любопытный, Ольги Чередниченко. Её книга не просто справочник мест. Это личный опыт путешествий, не редко весьма нестандартный, автостоп и на автомобиле в одиночку! Не смотря, что книга издана в 2017 году, актуальна будет и через десять лет.
Вот, что она к примеру, там пишет: «Бывает, что при пересечении границ в развивающихся странах с путешественника пытаются стрясти пару долларов на некие «пограничные сборы». Всегда требуйте чеки. Примерно в 50% случаев данное требование волшебным образом отменит сбор. В развивающихся странах, выбирать отель лучше на месте. Дешевые отели просто не попадают в сети онлайн-бронирования». Эти её советы, конечно, не относятся именно к Прибалтике, но могут оказаться полезными впредь. Я бы не хотел рушить интригу и дам возможность узнать опыт Ольги вам самостоятельно.
Сфера же личных интересов лежит также в области художественной литературы, психологии и маркетинга. Вот книги, от которых я получил радость, прочитал или читаю в моменте сейчас, в 2022 году:
Не так давно, получил очередную партию книг с Azon.Market. Снял обзорное видео о достоинствах и недостатках. 05.11.2022:
Книга: Бодо Шефер, "Ментальная алхимия".
Книга: Бодо Шефер, "Законы победителей".
Книга: Бодо Шефер, "Я буду зарабатывать больше! Как постоянно увеличивать доходы".
Книга: Владимир Древс, "Миллионер с хорошей кармой".
Книга: Владимир Древс, "Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность".
Книга: Самюэль Хантингтон, "Столкновение цивилизаций".
Книга: Збигнев Бжезинский, "Великая шахматная доска".