«Думаю, всем нам хочется, чтобы Таллинн не был отставшим от времени городом Восточной Европы. Когда посреди столицы находится такая развязка, как Вируское кольцо, то как европейский город это не выглядит», – говорит архитектор Тоомас Паавер, которого можно назвать защитником городского пространства. За это его наградили таллиннским знаком отличия за заслуги в этом году.
— По вашим словам, проектирование улицы – это такое же творчество, как и проектирование здания, и что неправильно думать об улице как об инженерном сооружении. Почему же так было и остается?
— Нужно искать причины в истории. Ведь улица не была чем-то, что нужно было проектировать. Это было простое пространство определенной ширины и формы между зданиями. С конца XX века появилось много транспортных средств, но не стоит забывать, что главный пользователь улицы – человек.
Хорошая улица – это улица с правильным озеленением, подземными трубами, и все это образует сложную пространственную систему. Добиться, чтобы все это хорошо работало, чтобы людям, включая водителей, было комфортно, сложная задача. Сначала для инженеров это было технической задачей, но жизнь показала, что если делать улицы как инженерные сооружения, то в итоге улицы получаются скверными, они не дарят ни удовольствия от пребывания в пространстве, ни эстетических переживаний. Город должен быть приятным, рассчитанным на самых разных пользователей, и мы не получим желаемого результата, если будем решать проблемы чисто технически.
Горхолл нужно сохранить
— В случае Горхолла можно рисовать себе какие угодно чарующие картинки будущего великолепного здания на фоне моря, однако сейчас ситуация все же безнадежна?
— Безнадежной она не кажется, но я согласен, что сейчас все выглядит плохо и не работает. Я, как и многие архитекторы, считаю, что в Горхолле нужно видеть ценность именно в его пространственной структуре. Если бы мы построили на его месте новый объект, он неизбежно передавал бы атмосферу современности, что было бы худшим результатом, чем сохранение Горхолла. Я убежден, что Горхолл нужно сохранить, но он не должен оставаться точно таким же, нужно разумное развитие. Как сделать Горхолл обогащающим современное городское пространство? Это касается как внешнего облика, так и возможностей передвижения через него, сейчас иногда кажется, что он мешает передвижению. Но все эти возможности есть, и они могут быть реализованы. В то же время нужно ценить и другие вещи, например, доступ на крышу. Также важен большой зал с системой фойе, который вызывает восхищение в всем мире и которым Таллинн может гордиться. Стоит приложить усилия, чтобы изменить его умным и деликатным способом, чтобы здание хорошо сочеталось с окружающей средой.
— Для этого нужны решение и деньги.
— Да, но и на постройку на месте Горхолла новых зданий нужны деньги, так что принципиальной и существенной разницы нет.
— Вы как-то сказали, что пытаетесь стереть в сознании общества навязчивую идею об архитекторе, как о всемогущем планировщике, потому что таких не бывает. Архитектор работает не только над зданиями, но и над общественным пространством, являясь посредником между различными заинтересованными сторонами. Насколько вам это удается?
— Полагаю, что если меня удостоили такого знака отличия, значит, я вписался в общество как архитектор. Помня о миссии архитектора, я пытаюсь сочетать разные роли и виды деятельности. Важно уметь проектировать здания и даже крупные городские комплексы пространственно, с учетом интересов различных пользователей.
— Сейчас актуальна тема противостояния автовладельцев и пешеходов. Каждой стороне кажется, что ее притесняют. Что-то вышло из-под контроля?
— Если люди считают, что их притесняют, значит, что-то не так, но, честно говоря, сам я так не считаю. Я человек с ограниченными возможностями, я постоянно передвигаюсь на такси. Я не чувствую, что здесь, в Таллинне, что-то не так. С другой стороны, мы должны подумать о том, что такое автомобиль. Это средство передвижения, а не какой-то монстр. Но если появится огромное число машин, город станет перегруженным. На мой взгляд, создание удобного для пешеходов пространства отвечает интересам автомобилистов. И в то же время гармонично функционирующее городское пространство учитывает интересы всех.
Таллинн – европейский город
— Как вы считаете, что можно делать с теми, кто всегда против всего? Например, здание Художественной академии из-за противостояния было построено в другом месте, а не рядом с Kaubamaja.
— Мне кажется, в этой истории есть недосказанные вещи. Думаю, за этим стояли другие заинтересованные лица, которые направляли процесс. К счастью, для Художественной академии было найдено хорошее решение на улице Коцебу, а в результате переезда академии с улицы Лайкмаа больше всего потерял Таллинн. Это место как будто заброшено, оно нуждается в какой-то культуре, вокруг него лишь несколько коммерческих зданий.
— Зачем, как и под чьим руководством в свое время родился проект Главной улицы, поставленный на паузу в 2019 году?
— Это была совместная инициатива Союза архитекторов, Центра архитектуры и Таллинна, в которой участвовало множество экспертов. Моя роль заключалась в том, чтобы принять участие в архитектурном конкурсе, и так получилось, что я оказался в команде победителей. Мы долго работали над этим проектом по заказу Таллинна, но политические ветры изменились, и от плана отказались.
— В чем идея проекта Главной улицы?
— Между началом Пярнуского шоссе и началом Нарвского шоссе расположена площадь Виру, то есть в данный момент Вируское кольцо. Это не выглядит как центр европейского города, это не работает хорошо и это уродливо. Но у этого места определенно есть потенциал стать функциональным, стать хотя бы разумной, приятной улицей. И в нее можно интегрировать идеи, чтобы придать ей некую символическую ценность. Думаю, всем нам хочется, чтобы Таллинн не был отставшим от времени городом Восточной Европы. Когда посреди столицы находится такая развязка, как Вируское кольцо, то как европейский город это совсем не выглядит. Следует сделать его комфортным для всех пользователей городского пространства, чтобы было удобно и легко передвигаться, в том числе переходить с одного вида общественного транспорта на другой. До меня дошло ворчание, мол, это будет какой-то проект, враждебный к автомобилям, что центр города будет для них закрыт. Такое точно не планировалось. Нужно, чтобы в этом месте появилось компактное пространство для машин, чтобы они и общественный транспорт могли проезжать там спокойно.
— Вы были одним из инициаторов проекта улицы Вана-Каламая, по которой теперь так приятно гулять. Насколько легко было реализовать этот проект?
— В каком-то смысле мне было легко, потому что моя роль заключалась в том, чтобы быть свободным гражданином и инициировать это. Возможно, с самыми большими трудностями столкнулись люди, которые входили в команду проектировщиков. Я был там в качестве консультанта. Я очень рад, что все было выполнено в соответствии с тем, что было предусмотрено с самого начала. Это хороший пример десятилетнего процесса, который привел к успешному результату.
Гармоничное уличное пространство
— Кто является для вас образцом для подражания в мире архитектуры других стран и как они вдохновляли вас?
— Должен сказать, что я не являюсь человеком, ориентированным на образцы для подражания, я так и не думал. Да, когда я смотрел на остальной мир, некоторые места вдохновляли. Конечно, в мире полно знаменитых архитекторов, которых стоит помнить. Иногда место может привести к какому-то решению, но это может и не быть заслугой архитектора, а родиться независимо от него.
— О природе любят говорить, как о прекрасном источнике вдохновения. Так ли это для вас?
— С моим образом мышления хорошо сочетаются слова Фреда Юсси, который убедительно объяснил, что мы сами являемся частью природы. Я и есть природа, но мне кажется, что это чувство дается не так легко. Неправильно думать, что природа находится где-то вокруг нас и отдельно от нас. И мне кажется, что такой образ мышления также важен при создании пространства. Если подумать, например, о городской улице, или о сети улиц, или о целой сети общественных пространств в городе, важно, чтобы люди чувствовали себя хорошо, могли свободно передвигаться, ощущали себя частью природы, как и животные. Зачем, например, человеку вообще нужно озеленение в городе? Даже в научном мире этому нет точного объяснения. Но нам почему-то кажется, что когда в городе есть озеленение, когда мы с ним контактируем, то мы больше воспринимаем себя как часть природы и как-то более правильно.
— Мы и сейчас контактируем и должны чувствовать себя правильно. Если мы выглянем из окна, то увидим великолепный Тоомпарк с пробуждающейся растительностью.
— Глядя на Тоомпарк, должен сказать, что мы находимся в замечательном месте, около пояса бастионов. Мы сейчас на 6-м этаже здания «Городских медиа» на Тоомпуйестеэ, напротив нас замок Тоомпеа и Длинный Герман. И все эти плитняковые стены … прекрасное место! Мы находимся на окраине одного из самых замечательных таллиннских парков, в пространственном плане здесь все правильно.
— Как вы думаете, движется ли Эстония, пусть даже понемногу, в направлении понимания и реализации гармоничного уличного пространства?
— Я думаю, что да, иначе никак. В последние недели в обществе начались дискуссии о том, чтобы повернуть это направление вспять, решать проблемы постройкой тоннелей. Это были очень неразумные направления. Важно, чтобы мы были в состоянии на уровне улицы объединить разных пользователей пространства. Чтобы человек в машине и человек на улице взаимодействовали, понимали друг друга. И, на самом деле, одна из основ этого – разумная скорость, 30–40 км в час, чего до сих пор нет во многих местах. Но определенно плохо направление, когда пытаются отделить различных пользователей пространства – тоннели для пешеходов, тоннели для автомобилей и так далее. Это было бы огромной тратой денег, но еще больше это было бы похоже на раскол общества – на самом деле мы должны стремиться к тому, чтобы члены общества лучше чувствовали друг друга. Но верно и то, что все более эффективное взаимодействие между членами общества может быть обеспечено и усилено пространственными решениями. Возможно, это способствовало бы построению более здорового общества.
Хальди Нормет-Саарна
«Столица»
Читать с монитора или экрана телефона удобно ни всегда. Предпочитая классический бумажный источник, где с лёгкостью и пометки поставить можно, обратимся к лучшему в Европе магазину литературы на русском языке.
Такой магазин, несомненно azon.market. Широкий выбор новинок! Цены в книжных магазинах, как правило близкие и отличаются не сильно. Именно потому при поиске где заказать и купить книгу в Европе, я выбираю azon.market. Во-первых, магазин расположен в Риге, а это особенно удобно по доставке заказа книг в Эстонию и Литву, в Таллин и Вильнюс, не говоря о других городах. Во-вторых, я живу в Таллине, и конечно, закажу дешевле и быстрее из Риги, чем к примеру, из Германии. В третьих, при заказе книг свыше 40 евро, доставят по Эстонии, Латвии и Литве до почтового автомата бесплатно. А если заказать свыше 65 евро, то могут задействовать курьерскую доставку на дом.
Во втором случае, уже не столь важно в какой части Европейского Союза вы живете, если конечно, ни в Греции, на Кипре или Мальте. Рижанам повезло особенно, им бесплатна доставка вне зависимости от суммы заказа.
Действует партнерская программа лояльности! Просто начните оформлять свой заказ, и система предложит вам доступные варианты доставки в вашу страну. Там же будут ясны все подробности.
Свой первый крупный заказ я сделал, в 2016-году. Доставка тогда заняла всего несколько дней. С тех пор, магазин постоянно держит в курсе о новинках и регулярных акциях. Позволяет иметь в руках новенькие, пахнущие типографской краской уютные книги, что обогащают знаниями, и дарят эмоции чтения. Отметил для желающих совершить путешествие в Таллин, несколько интересных путеводителей. Самый из них любопытный, Ольги Чередниченко. Её книга не просто справочник мест. Это личный опыт путешествий, не редко весьма нестандартный, автостоп и на автомобиле в одиночку! Не смотря, что книга издана в 2017 году, актуальна будет и через десять лет.
Вот, что она к примеру, там пишет: «Бывает, что при пересечении границ в развивающихся странах с путешественника пытаются стрясти пару долларов на некие «пограничные сборы». Всегда требуйте чеки. Примерно в 50% случаев данное требование волшебным образом отменит сбор. В развивающихся странах, выбирать отель лучше на месте. Дешевые отели просто не попадают в сети онлайн-бронирования». Эти её советы, конечно, не относятся именно к Прибалтике, но могут оказаться полезными впредь. Я бы не хотел рушить интригу и дам возможность узнать опыт Ольги вам самостоятельно.
Сфера же личных интересов лежит также в области художественной литературы, психологии и маркетинга. Вот книги, от которых я получил радость, прочитал или читаю в моменте сейчас, в 2022 году:
Не так давно, получил очередную партию книг с Azon.Market. Снял обзорное видео о достоинствах и недостатках. 05.11.2022:
Книга: Бодо Шефер, "Ментальная алхимия".
Книга: Бодо Шефер, "Законы победителей".
Книга: Бодо Шефер, "Я буду зарабатывать больше! Как постоянно увеличивать доходы".
Книга: Владимир Древс, "Миллионер с хорошей кармой".
Книга: Владимир Древс, "Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность".
Книга: Самюэль Хантингтон, "Столкновение цивилизаций".
Книга: Збигнев Бжезинский, "Великая шахматная доска".