Застройка исторического ядра столицы Эстонии уникальна, многогранна и многослойна. И чем меньше она будет подвергаться переменам в угоду сиюминутным запросам и вкусам, тем выше будет ее ценность.
Такова точка зрения многолетнего руководителя отдела охраны памятников старины Таллиннского департамента городского планирования, теоретика и практика реставрации Бориса Дубовика, недавно покинувшего пост советника таллиннского мэра.
– Насколько преобразился таллиннский Старый город за те полвека, в течение которых непосредственно вы им занимались? В какую сторону шли изменения?
– Может показаться неожиданным, но, на мой взгляд, Старый город вообще не изменился. Как он был для меня чем-то совершенно особенным, самобытным, неповторимым, оригинальным, так и остался.
Оригинальным не только в том смысле, что непохожим на то, что мне доводилось видеть прежде, но и в буквальном: такого количества подлинных, оригинальных памятников старины, как в Таллинне, нелегко отыскать.
Например, возьмем Висбю на шведском острове Готланд – город, типологически во многом схожий с Таллинном. Да, там почти полностью сохранилась городская стена с башнями, но средневековых жилых домов можно пересчитать по пальцам одной руки.
Кроме того, Таллинн, как я люблю повторять, город многослойный. Можно сказать, что на территории, окруженной кольцом укреплений, располагаются не один, а сразу несколько городов: принято считать, что три, но, как мне кажется, даже четыре.
Это похоже на луковицу. Первый слой – фасады улиц и площадей. Второй – дворы и подворья: таких протяженных дворовых ансамблей, сформировавшихся в Средние века, как в Таллинне, нет даже в Любеке. Третий – это внутренние интерьеры построек.
Второй и третий слои для горожан, увы, часто неведомы. Конечно, ситуацию полувековой давности, когда через открытые дворы можно пройти от Башенной площади до улицы Уус, нельзя считать идеальной, но и их недоступность вызывает сожаление.
А что касается четвертого… Это, пожалуй, то, что у человека в душе, то есть нечто глубоко личностное, нематериальное. Особая привязанность и любовь, потому что если не любить город, все его красоты и всю уникальность никогда не разглядеть.
– Если затрагивать тему любви, то какой объект в Старом Таллинне является для вас самым дорогим сердцу?
– Раньше я говорил, что самый любимый объект в Старом городе у меня тот, который я еще не исследовал. Сегодня я не могу прибегнуть к этому ответу: таких построек уже практически не осталось.
Это не говорит, будто бы все уже изучено раз и навсегда, никаких открытий ждать не приходится: то тут, то там, при ремонтах и реставрациях всплывает то заштукатуренная архитектурная резная деталь, то забеленные расписные балки.
Другое дело, как мне кажется, то, что молодое поколение исследователей и реставраторов осознают, что на изучение архитектуры Старого города можно потратить полжизни и поэтому предпочитают заниматься памятниками конца XIX – первой половины ХХ века.
Все это, конечно, тоже заслуживает самого пристального внимания. Но для меня в Старом городе каждый дом – это как книжный том, каждый из которых можно перечитывать и перечитывать, находя новые подробности и сюжетные ходы.
Так что сказать, какая из этих книг самая любимая, наверное, попросту невозможно. Даже та, которую прочел ни раз, вновь манит к себе и заставляет в очередной раз перелистывать и перелистывать страницы прошлого.
– С 1972 года вы работали в структуре охраны памятников старины. От кого или от чего архитектурное наследие Старого города доводилось вам охранять или защищать чаще всего?
– К тому времени, когда я пришел в эти структуры, к счастью, уже существовало представление о том, что строить в Старом Таллинне можно только на месте военных разрушений.
А вот в 90-ые нам приходилось защищать старину от… собственников. И местные, и иностранцы, приобретая недвижимость в Старом городе, не могли понять: почему в своей квартире или доме я не могу делать то, что хочу?!
Это был период, можно сказать, анархии: городская инспекция охраны памятников вообще была без права осуществления надзора и вынесения решений. Волна пресловутых евроремонтов изрядно потрепала нам нервы в свое время.
Одно хорошо: делались эти евроремонты очень формально. Помещение просто зашивалось плитами гипсокартона. А под ним, в толще стен, сохранялись ценные средневековые детали. Все же это не XIX век, когда они просто уничтожались.
Благодаря этому, около 20 лет назад, пришла новая волна – волна открытия этого замурованного наследия. Люди с нашей подачи начали ценить уцелевшие вкрапления художественных стилей былых эпох в современном интерьере.
Ведь без детали каменного портала, без резного межоконного столбика, без расписных потолочных балок, фрагментов росписей совершенно непонятно, находится твоя недвижимость в Старом городе или же в Мустамяэ или Ласнамяэ.
Кроме того, мы запустили программу городских дотаций: если в ходе ремонта была обнаружена ценная деталь интерьера, половину стоимости реставрационных работ оплачивает владелец, вторую половину – город.
В первую очередь финансирование получали не владельцы квартир, а общественных помещений: кафе, ресторанов, магазинов, гостиниц и так далее, в которых увидеть находки могло как можно больше посетителей.
Благодаря этому, у нас в последние десятилетия произошло очередное открытие Старого Таллинна. На этот раз того самого третьего слоя, который не виден с улицы или со двора.
– Последнее время вновь оживилась дискуссия о судьбе незастроенных участков на территории Старого города и в его непосредственных окрестностях. Как бы вы прокомментировали ее?
– О, вот тут уместно будет говорить уже не об охране, а именно о защите: защите от инвесторов, которые любой ценой заинтересованы только в одном – в извлечении максимальной прибыли.
Вспомним улицу Харью, которую я защищал от них около 20 лет. Или о злополучной пристройке к театру «Эстония». То, что для них сейчас предлагают, находится за гранью здравого смысла.
У театрального руководства вообще своеобразные представления. Так, еще в советское время при обсуждении проектов расширения Городского театра – тогда Молодежного – под снос пошла дворовая постройка с каменными сводами и расписными потолками.
Ровно четверть века тому назад уже в независимой Эстонии предлагали оборудовать помещения Театра Баскина на улице Сауна: во дворе средневековых амбаров спроектировали современную постройку из стекла и бетона, но проект не прошел.
Возвращаясь в день сегодняшний: на мой взгляд, в общественное мнение внедряется абсолютно манипулятивная спекуляция. Дескать, если сейчас ты против пристройки к театру «Эстония» стеклянного куба, ты – враг культуры!
Но нельзя строить новую культуру, уничтожая прошлую. Ведь само здание театра «Эстония» – и интерьеры, и все фасады, включая северный, послевоенный – до сих пор находится в списке охраняемых памятников.
Так что, когда говорят, мол, мы хотим вдохнуть в театр новую жизнь, я задаюсь вопросом: а какой ценой? Ведь искажен будет сложившийся, знакомый нескольким поколениям таллиннцев, целостный образ памятника архитектуры…
Кроме того, уничтожен будет парк, в котором совсем недавно высадили новые деревья. С одной стороны, говорят о том, что Таллинн – Зеленая столица, а с другой стороны, готовы эти самые зеленые насаждения принести в жертву.
Что касается улицы Харью, то тут звучат голоса о необходимости «воссоздания утраченного городского пространства». Вроде бы – довод разумный. Но, опять-таки, возникает вопрос: а что воссоздаем?
Городское пространство было нарушено уже после войны, когда при строительстве таких зданий, как, например, бывшее министерство на углу с улицей Мюйривахе, линия застройки был сдвинута метров на десять.
А чем будем застраивать? Ответ звучит незамедлительно: современной архитектурой! При этом почти обязательно следует ссылка на Венецианскую хартию, якобы запрещающую строительство копий утраченной исторической застройки.
Простите, но хартия эта принята еще в 1964 году. И она вовсе не обязывает строить на месте разрушений нечто ультрасовременное, в духе торгового центра «Де ла Гарди» в начале улицы Виру…
– Каким будет Старый город через 50 лет, нам с вами увидеть, скорее всего, не суждено. А каким бы вы хотели увидеть его, если бы была возможность заглянуть в будущее?
– Менее измененным, чем сегодня. Мне кажется, к сегодняшнему дню мне и моим коллегам удалось создать среду, которая способна поддерживать сложившуюся целостность ансамбля Старого города.
Давным-давно я написал статью о современной архитектуре в Старом городе. Заканчивалась она провокационным вопросом: дескать, а не пришла ли нам пора изменить прическу Моне Лизе?
Разумеется, и тогда, и сейчас я был и остаюсь убежденным противником подобных новшеств ради новшеств. Зачем и ради чего стремиться нам изменить то, что и так прекрасно?
Йосеф Кац
«Столица»
Читать с монитора или экрана телефона удобно ни всегда. Предпочитая классический бумажный источник, где с лёгкостью и пометки поставить можно, обратимся к лучшему в Европе магазину литературы на русском языке.
Такой магазин, несомненно azon.market. Широкий выбор новинок! Цены в книжных магазинах, как правило близкие и отличаются не сильно. Именно потому при поиске где заказать и купить книгу в Европе, я выбираю azon.market. Во-первых, магазин расположен в Риге, а это особенно удобно по доставке заказа книг в Эстонию и Литву, в Таллин и Вильнюс, не говоря о других городах. Во-вторых, я живу в Таллине, и конечно, закажу дешевле и быстрее из Риги, чем к примеру, из Германии. В третьих, при заказе книг свыше 40 евро, доставят по Эстонии, Латвии и Литве до почтового автомата бесплатно. А если заказать свыше 65 евро, то могут задействовать курьерскую доставку на дом.
Во втором случае, уже не столь важно в какой части Европейского Союза вы живете, если конечно, ни в Греции, на Кипре или Мальте. Рижанам повезло особенно, им бесплатна доставка вне зависимости от суммы заказа.
Действует партнерская программа лояльности! Просто начните оформлять свой заказ, и система предложит вам доступные варианты доставки в вашу страну. Там же будут ясны все подробности.
Свой первый крупный заказ я сделал, в 2016-году. Доставка тогда заняла всего несколько дней. С тех пор, магазин постоянно держит в курсе о новинках и регулярных акциях. Позволяет иметь в руках новенькие, пахнущие типографской краской уютные книги, что обогащают знаниями, и дарят эмоции чтения. Отметил для желающих совершить путешествие в Таллин, несколько интересных путеводителей. Самый из них любопытный, Ольги Чередниченко. Её книга не просто справочник мест. Это личный опыт путешествий, не редко весьма нестандартный, автостоп и на автомобиле в одиночку! Не смотря, что книга издана в 2017 году, актуальна будет и через десять лет.
Вот, что она к примеру, там пишет: «Бывает, что при пересечении границ в развивающихся странах с путешественника пытаются стрясти пару долларов на некие «пограничные сборы». Всегда требуйте чеки. Примерно в 50% случаев данное требование волшебным образом отменит сбор. В развивающихся странах, выбирать отель лучше на месте. Дешевые отели просто не попадают в сети онлайн-бронирования». Эти её советы, конечно, не относятся именно к Прибалтике, но могут оказаться полезными впредь. Я бы не хотел рушить интригу и дам возможность узнать опыт Ольги вам самостоятельно.
Сфера же личных интересов лежит также в области художественной литературы, психологии и маркетинга. Вот книги, от которых я получил радость, прочитал или читаю в моменте сейчас, в 2022 году:
Не так давно, получил очередную партию книг с Azon.Market. Снял обзорное видео о достоинствах и недостатках. 05.11.2022:
Книга: Бодо Шефер, "Ментальная алхимия".
Книга: Бодо Шефер, "Законы победителей".
Книга: Бодо Шефер, "Я буду зарабатывать больше! Как постоянно увеличивать доходы".
Книга: Владимир Древс, "Миллионер с хорошей кармой".
Книга: Владимир Древс, "Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность".
Книга: Самюэль Хантингтон, "Столкновение цивилизаций".
Книга: Збигнев Бжезинский, "Великая шахматная доска".