Первая попытка придать ансамблю площади Вабадузе столичный облик была предпринята сто лет назад: в середине ноября 1922 года строительные леса были сняты со здания по адресу Суур-Карья, 18.
Адрес, имеющий прямую привязку к уличной сети Старого города, по большому счету являлся чистой формальностью, связанной с территориальной принадлежностью земельного участка.
Своим главным, эффектным и запоминающимся фасадом здание смотрело в сторону исторического Сенного рынка, недавно ставшего символическим центром столицы нового государства — площадью Свободы.
Даже сейчас, по прошествии столетия, постройка эта, вопреки не слишком удачным перестройкам, невольно завораживает своей масштабностью, служа свидетельством градостроительных амбиций молодой Эстонской Республики.
Чехарда владельцев
Топоним «Wabaduse plats» появился на карте Таллинна под конец зимы 1919 года — накануне подготовки к празднованию первой годовщины обретения Эстонией государственности.
За десять лет до того, еще в губернском городе Ревеле, было основано Эстонское сберегательно-ссудное общество, поначалу не имевшее постоянной крыши над головой и арендовавшее помещения.
На третьем году Первой мировой войны шанс обзавестись собственным домом появился: за активную пронемецкую позицию вглубь России был выслан Карл Хёршельман, владелец недвижимости на Большой Михайловской.
Там, где современная улица Суур-Карья покидает пределы крепостных стен, архитектором Рудольфом фон Кнюпфером в 1886 было возведено трехэтажное здание -не слишком, возможно, импозантное, но ладное и вместительное.
Поработать в нем Эстонскому сберегательно-страховому обществу довелось в тот раз недолго: на следующий год грянула революция и решением совета рабочих и солдатских депутатов в здание въехали профсоюзы и редакция большевистской газеты «Кит».
Впрочем, и их пребывание тут оказалось кратковременным: после вступления в город частей кайзеровской армии здание недолго простояло бесхозным, а к лету 1918 года в нем разместился «Солдатский дом» — заведение для немецких военнослужащих.
Поражение Германии в войне повлекло очередные перемены: эстонское правительство реквизировало постройку, вновь отдало ее профсоюзам, а часть помещений — под служебные квартиры для профсоюзных деятелей.
Сберегательно-страховое общество, к тому времени реорганизованное в АО «Эстонский ссудный банк» от подобного решения, мягко говоря, было совсем не в восторге — и летом 1920 года начало судебное делопроизводство.
В итоге, бывший дом Хёршельмана был выведен из списка реквизированной недвижимости, возвращен дореволюционному владельцу, а рабочим организациям выделили новые помещения.
Вскоре после заключительного удара судейского молоточка, воодушевленное руководство банка приняло решение незамедлительно заняться реконструкцией и модернизацией отсуженного здания.
Сложно сказать, почему пресса начала двадцатых гjдов, охотно писавшая о ходе работ по возведению нового дома Ссудного банка, упоминала исключительно инженера-строителя, а не архитектора.
Почерк мастера
В роли последнего выступил Артур Перна — фигура, современникам известная хорошо: выпускник Рижского политехникума, он был одним из первых эстонцев, получивших высшее архитектурное образование.
Сформировавшийся в эпоху расцвета модерна, обучавшийся в городе, многие районы которого возводились в этом стиле на его глазах, зодчий сохранил любовь к этому художественному направлению в его позднем изводе.
Словно устав от замысловатых изгибов, новых нетрадиционных материалов декора, модерн, на своем заключительном этапе, неожиданно обратился к классике — одновременно четким и прозрачным формам ампирной архитектуры.
Здание Ссудного банка, заложенное в 1921 году — одно из ярких свидетельств стилистических пристрастий Перна: массивный дом, прозванный современниками «колоссом», не производит ощущение тяжеловесности и совершенно не подавляет собой окружающие строения.
Ритм окон, все более дробный от первого этажа к последнему, овальные оконные проемы мансарды, устремленные ввысь пилястры с капителями ионического ордера, излом плоскости фасада вслед трассы улицы — все это словно растворяет в себе массу камня.
Явной данью уважения к местной архитектурной традиции была высокая черепичная крыша, увенчанная башенкой с необарочным шлемом-кивером: элементом не только декоративным, но и конструктивным, скрывавшим в себе вытяжку системы вентиляции.
А вот не совсем привычный для Старого Таллинна элемент декора -многофигурный барельеф, украшающий треугольное поле фронтона над южным, обращенным в сторону площади Вабадузе, фасадом — в изначальных планах отсутствовал.
Доподлинно известно, что создан он был в мастерской Оскара Гольдберга — но когда именно был установлен — неясно: одни источники говорят, что непосредственно весной 1923 года, другие — что через несколько лет.
Во всяком случае, ряд черно-белых фотоснимков еще успел запечатлеть здания без него. А на проекте 1921 года место загадочной мифологической аллегории занимает сочный орнамент в духе барокко.
Заботы арендаторов
Сколь многочисленным бы не был штат служащих Ссудного банка — а в эпоху безкомпьютерного делопроизводства это считалось нормой — шестиэтажный дом был для него слишком просторен.
Впрочем, никто никогда и не планировал, что банковские клерки займут все пространство: здание, подобно заокеанским небоскребам, с самого начала планировалось и строилось как многофункциональный комплекс.
«В подвальном помещении будет открыт большой ресторан, -сообщала в ноябре 1922 года газета «Последние известия». — Над ним — целый ряд магазинов. Второй и третий этаж заняты конторами и великолепным залом вышиной в два этажа».
На четвертом и пятом этажах располагались представительные квартиры в четыре-пять комнат, не считая жилья для прислуги. В мансарде под самой крышей — напротив, крохотные, так называемые «холостяцкие», для небогатых квартиросъемщиков.
Еще в ходе строительства практически все квартиры и торговые помещения в доме нашли арендаторов. Единственной проблемной точкой стали помещения, запланированные для устройства заведения общественного питания «с общим залом и шестью кабинетами».
Основная проблема заключалась в том, что приносить желаемый доход владельцу подобный ресторан мог только в случае подачи посетителям алкогольных напитков. А создавать еще одну «распивочную корчму» в центре города столичные власти не хотели.
Решив, как говорится, действовать не мытьем, так катаньем, арендатор ресторанных помещений -Эстонское общество механиков торгового флота — осенью 1923 года начало продажу «горячительного» неофициально, под видом прохладительных напитков.
Ничем хорошим завершиться это, разумеется, не могло: жильцы дома составили жалобу, явившийся на место полицейский патруль продегустировал «безалкогольные коктейли», без труда определил их немудреный состав — и незамедлительно принял меры.
Вопрос разрешения продажи алкоголя в ресторанных помещениях под домом Ссудного банка неоднократно обсуждался на заседаниях городской управы. Поначалу «трезвенники» одерживали победу, но к второй половине 1920-х опустили руки.
По крайней мере, с 1929 года очередной арендатор ресторана, носившего в ту пору странноватое название «Akadia», приглашал всех любителей пива отведать у него пенного напитка по дешевым расценкам с полудня до полуночи.
Сообщалось также, что заведение устроено по самым современным зарубежным образцам: чаевых официанты категорически не принимают, а плата за сданную в гардероб верхнюю одежду также не взимается.
Утраты восстановлений
…В ночь с пятницы на субботу Страстной недели 1934 года небо над Таллинном озарилось недобрым отблеском: открытым огнем пылала крыша и шестой этаж дома Ссудного банка.
Пожар в самом центре города наделал шуму: жилья лишились полсотни человек, при падении вентиляционной башенки пострадали тушившие здание пожарные, среди обывателей поползли нехорошие слухи.
Разбирательство растянулось на последующие четыре года. В конце концов суд вынес решение: обвинения банковского руководства в умышленном поджоге с целью получения страховой премии не имеют под собой основания.
Виновным в возгорании был признан один из жильцов квартиры в мансарде: не располагая лишними средствами, он решил растопить чугунную печь не дровами, а принесенной с лесопилки дармовой стружкой.
Работая над проектом восстановления пострадавшего от огня этажа, Перна пошел по пути экономии: упростил форму крыши, лишив ее характерного барочного излома, а также — ликвидировав вентиляционную башенку, придававшую всему зданию легкость.
Из аналогичных, видимо, соображений, зодчий отказался и от первоначальной черепичной крыши, сделав выбор в пользу более дешевой жести: на пользу архитектурному облику здания такое решение определенно не пошло.
Однако, именно оно легло в основу проекта восстановления бьющего дома Ссудного банка после мартовской бомбардировки 1944 года, когда попавшая в здание бомба выжгла здание изнутри, оставив лишь каменную коробку.
Возможно, не столь элегантное, как сто лет тому назад, оно и по сей день высится на границе Старого города и современного центра Таллинна, давно став одной из его узнаваемых визитных карточек.
Дом Ссудного банка в середине 1920-ых: мансарда крыта черепицей, пространство фронтона на заднем фасаде — пустует.
Йосеф Кац,
«Столица»
Related posts
Читать с монитора или экрана телефона удобно ни всегда. Предпочитая классический бумажный источник, где с лёгкостью и пометки поставить можно, обратимся к лучшему в Европе магазину литературы на русском языке.
Такой магазин, несомненно azon.market. Широкий выбор новинок! Цены в книжных магазинах, как правило близкие и отличаются не сильно. Именно потому при поиске где заказать и купить книгу в Европе, я выбираю azon.market. Во-первых, магазин расположен в Риге, а это особенно удобно по доставке заказа книг в Эстонию и Литву, в Таллин и Вильнюс, не говоря о других городах. Во-вторых, я живу в Таллине, и конечно, закажу дешевле и быстрее из Риги, чем к примеру, из Германии. В третьих, при заказе книг свыше 40 евро, доставят по Эстонии, Латвии и Литве до почтового автомата бесплатно. А если заказать свыше 65 евро, то могут задействовать курьерскую доставку на дом.
Во втором случае, уже не столь важно в какой части Европейского Союза вы живете, если конечно, ни в Греции, на Кипре или Мальте. Рижанам повезло особенно, им бесплатна доставка вне зависимости от суммы заказа.
Действует партнерская программа лояльности! Просто начните оформлять свой заказ, и система предложит вам доступные варианты доставки в вашу страну. Там же будут ясны все подробности.
Свой первый крупный заказ я сделал, в 2016-году. Доставка тогда заняла всего несколько дней. С тех пор, магазин постоянно держит в курсе о новинках и регулярных акциях. Позволяет иметь в руках новенькие, пахнущие типографской краской уютные книги, что обогащают знаниями, и дарят эмоции чтения. Отметил для желающих совершить путешествие в Таллин, несколько интересных путеводителей. Самый из них любопытный, Ольги Чередниченко. Её книга не просто справочник мест. Это личный опыт путешествий, не редко весьма нестандартный, автостоп и на автомобиле в одиночку! Не смотря, что книга издана в 2017 году, актуальна будет и через десять лет.
Вот, что она к примеру, там пишет: «Бывает, что при пересечении границ в развивающихся странах с путешественника пытаются стрясти пару долларов на некие «пограничные сборы». Всегда требуйте чеки. Примерно в 50% случаев данное требование волшебным образом отменит сбор. В развивающихся странах, выбирать отель лучше на месте. Дешевые отели просто не попадают в сети онлайн-бронирования». Эти её советы, конечно, не относятся именно к Прибалтике, но могут оказаться полезными впредь. Я бы не хотел рушить интригу и дам возможность узнать опыт Ольги вам самостоятельно.
Сфера же личных интересов лежит также в области художественной литературы, психологии и маркетинга. Вот книги, от которых я получил радость, прочитал или читаю в моменте сейчас, в 2022 году:
Не так давно, получил очередную партию книг с Azon.Market. Снял обзорное видео о достоинствах и недостатках. 05.11.2022:
Книга: Бодо Шефер, "Ментальная алхимия".
Книга: Бодо Шефер, "Законы победителей".
Книга: Бодо Шефер, "Я буду зарабатывать больше! Как постоянно увеличивать доходы".
Книга: Владимир Древс, "Миллионер с хорошей кармой".
Книга: Владимир Древс, "Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность".
Книга: Самюэль Хантингтон, "Столкновение цивилизаций".
Книга: Збигнев Бжезинский, "Великая шахматная доска".