Разговоры о строительстве в Мустамяэ новой лютеранской церкви – повод вспомнить историю самого многострадального, пожалуй, памятника сакральной архитектуры Таллинна: Павловскую кирху.
Здания, как и люди, имеют разную судьбу.
Одним суждено простоять не одно столетие, другим – сохраниться в виде величественных руин.
Есть те, что сгинули без следа и те, которые так и не сошли с проектных чертежей, навсегда оставшись достоянием «бумажной архитектуры».
Но удивительнее всего, пожалуй, судьба тех, которые начали сооружаться, по той или иной причине остались недостроенными, а затем – были разобраны, словно их никогда не существовало.
Таллиннская Павловская церковь относится к категории последних: если бы не стечение обстоятельств, она могла отмечать в нынешнем году юбилей – либо восьмидесятилетие, либо сто пять лет своего основания.
Долгое признание
Сложно сказать почему, но среди прочих небесных покровителей апостол Павел у жителей средневекового Ревеля особой популярностью не пользовался.
Резные его изображения в убранстве алтарей старейших таллиннских храмов отыскать можно, но вот посвященной ему церкви не построили ни в датское, ни в орденское, ни в шведское время.
Очередь «апостола язычников», как называет Павла церковная традиция, подошла в Таллинне лишь в середине XIX столетия. Тогда, на месте руин бывшего доминиканского монастыря на улице Вене, был построен костел, посвященный святым Петру и Павлу.
Стоит, однако, отметить, что церковь была предназначена для удовлетворения духовных чаяний не местного населения, а военнослужащих: офицеров морского флота Российской Империи, среди которых хватало поляков.
Окончательная же «прописка» Павла в семье почитаемых таллиннцами святых состоялась, пожалуй, чуть более ста лет тому назад: в 1905 году Консисторией евангелическо-лютеранской церкви Эстляндской губернии был зарегистрирован новый приход – Павловский.
Национальный аспект
Хотя старейшие документы, относящиеся к деятельности нового церковного прихода, датируются 1904 годом, официальным годом его рождения считается следующий – 1905-й.
Виной тому – не просто растянувшаяся бюрократическая процедура. Дело в том, что в 1905 году в Российской империи был принят закон о свободе вероисповедания. Среди прочего он разрешал возвращаться к былой конфессии тем, кто по той или иной причине принял православие.
Принявших в последней четверти XIX века «царскую веру» было в Эстляндии достаточно: в эпоху Национального пробуждения эстонцы охотно прощались с «баронской верой», то есть – лютеранством. Однако разочарование, вызванное политикой русификации, обернулось и желанием выйти из-под крыла «государевой» религии.
Регистрация нового лютеранского прихода, состоящего, почти полностью, из эстонцев, вдохнуло новую жизнь в планы строительства в Ревеле новой церкви – чисто «эстонской» как по этническому составу прихожан, так и по облику.
Разговоры о необходимости ее сооружения впервые возникли еще в 1899 году – выстроенные за четверть века до того Яанова и Карловская церкви выглядели, как считалось, «слишком немецкими».
Тартуское знакомство
Сто пять лет тому назад эстонская общественность торжествовала: в Тарту, колыбели национального духа, было торжественно открыто первое здание, построенное специально для нужд труппы профессиональных актеров-эстонцев.
Здание театра «Ванемуйне» и обликом, и своим происхождением было полностью свободно от немецкой опеки: спроектировал его не местный архитектор, а представитель родственного эстонцам народа, финский зодчий Армас Линдгрен.
По всей вероятности именно на торжественной церемонии в Тарту с ним познакомился и Александер Капп – настоятель таллиннского прихода апостола Павла. Знакомство оказалось не «шапочным»: уже в начале осени 1906 года Линдгрен получил заказ на проектирование новой церкви.
С заказом он справился до конца того же года. Результат превзошел самые смелые ожидания: даже одного взгляда на проект достаточно, чтобы убедиться – над ним работал настоящий корифей архитектуры.
Венеция и Вена
Примечательно, что в тот момент, когда подписанный Линдгреном проект уже был доставлен из Гельсингфорса в Ревель, будущее место строительства Павловской церкви было еще не определено.
Вариантов предлагалось несколько. Одним будущий храм виделся в непосредственной близости от Старого города – на холме Тынисмяги. Другие, напротив, считали, что строить его надо в гордом отдалении от вотчины бюргеров-остзейцев – на Ласнамяги. Существовали и иные варианты – например Полицейский огород на месте нынешнего Полицейского сада.
Будущий храм архитектор видел решенным в формах так называемой «национальной» (она же «северная») разновидности стиля модерн. При этом в облике сооружения явно читались реминисценции как новейших архитектурных веяний, реализуемых на рубеже столетий венским архитектором Отто Вагнером, так и «цитат» из средневековой архитектуры.
К последним принадлежала устремленная в небо стодесятиметровая башня – чуть ниже шпиля Олевисте. Своим силуэтом она напоминала колокольню венецианского собора Святого Марка и сходство это еще более подчеркивал массивный купол, перекрывающий зад для богослужения.
Храм Свободы
Строительством решенной в архитектурных формах, не имеющих аналогов в местном сакральном зодчестве церкви приход апостола Павла, вероятно, не только дистанцировался от лютеран-остзейцев, но и хотел отметить важное для эстонского самосознания событие: переход власти в ревельской городской думе в руки гласных-эстонцев.
Потому, возможно, проект не нашел особой поддержки у высшего церковного начальства. А собственных средств, для строительства гигантского, рассчитанного на девять тысяч прихожан храма, у эстонского населения Ревеля пока еще не было. Проект был отложен на будущее.
К идее строительства Павловской церкви удалось вернуться лишь спустя два десятилетия – в 1927 году. Архитектура эпохи модерна к тому времени выглядела уже безнадежно устаревшей, а значит подошло время провозглашать новый конкурс.
На этот раз к перспективе строительства нового сакрального объекта подошли почти на государственном уровне. В нем видели не просто место молитвы, но и памятник обретению независимости. На страницах газет будущую церковь называли, порой, «Церковью Свободы».
С самого начала было определено место строительства – перекресток улиц Крейцвальди и Гонсиори. Последнюю в ту пору планировали расширить, превратив в новый проспект, который соединил бы центр столицы с Кадриоргом.
Самая современная
На новом своем месте Павловская церковь должна была играть особую роль. Ей предстояло стать композиционной доминантой не только представительной площади, которую намеревались создать на месте Полицейского сада, но и самого современного района столицы.
Подчеркнуто современными виделись и формы будущего храма. Проект местных архитекторов Эдерберга и Отлоота, решенный в духе национального романтизма был отметен как старомодный. За более отвечающим духу времени вариантом было решено, как и в 1906 году, обратиться к северным соседям.
Среди специалистов до сих пор нет однозначного мнения – был ли автором окончательного варианта проекта церкви апостола Павла эстонский архитектор Эдгар Йохан Куузик или же его финский коллега Юрьё Васкинен. В пользу второго говорит его схожесть с выстроенной тем же архитектором кирхой в городе Тампере.
Решенная в духе перехода от функционализма двадцатых годов к «парадной архитектуре» тридцатых церковь была торжественно заложена в 1931 году. Дата для начала работ была, скажем прямо, не самая подходящая – Эстония переживала последствия мирового экономического кризиса.
Работы шли не спеша: первый этаж удалось завершить лишь к…1940 году. Несложно догадаться, что он же оказался и последним: после присоединения Эстонии к Советскому союзу строительство и вовсе остановилось, а после войны перекрытое временной крышей строение приспособили под склад.
Загадочно-монументальный «обрубок» из «дикого» плитняка простоял до 1967 года. С момента его сноса минуло пять лет – и на месте так и невстроенной церкви встали корпуса тогдашней гостиницы «Кунгла».
* * *
Каким окажется архитектурный облик будущей церкви в Мустамяэ – загадывать пока рано.
Хочется верить: внешне и внутренне она окажется не менее оригинальной, чем ее предшественницы, спроектированные в первой половине ХХ века. А судьба ее сложиться куда как счастливее, чем y них.
Йосеф Кац
«Столица»
Читать с монитора или экрана телефона удобно ни всегда. Предпочитая классический бумажный источник, где с лёгкостью и пометки поставить можно, обратимся к лучшему в Европе магазину литературы на русском языке.
Такой магазин, несомненно azon.market. Широкий выбор новинок! Цены в книжных магазинах, как правило близкие и отличаются не сильно. Именно потому при поиске где заказать и купить книгу в Европе, я выбираю azon.market. Во-первых, магазин расположен в Риге, а это особенно удобно по доставке заказа книг в Эстонию и Литву, в Таллин и Вильнюс, не говоря о других городах. Во-вторых, я живу в Таллине, и конечно, закажу дешевле и быстрее из Риги, чем к примеру, из Германии. В третьих, при заказе книг свыше 40 евро, доставят по Эстонии, Латвии и Литве до почтового автомата бесплатно. А если заказать свыше 65 евро, то могут задействовать курьерскую доставку на дом.
Во втором случае, уже не столь важно в какой части Европейского Союза вы живете, если конечно, ни в Греции, на Кипре или Мальте. Рижанам повезло особенно, им бесплатна доставка вне зависимости от суммы заказа.
Действует партнерская программа лояльности! Просто начните оформлять свой заказ, и система предложит вам доступные варианты доставки в вашу страну. Там же будут ясны все подробности.
Свой первый крупный заказ я сделал, в 2016-году. Доставка тогда заняла всего несколько дней. С тех пор, магазин постоянно держит в курсе о новинках и регулярных акциях. Позволяет иметь в руках новенькие, пахнущие типографской краской уютные книги, что обогащают знаниями, и дарят эмоции чтения. Отметил для желающих совершить путешествие в Таллин, несколько интересных путеводителей. Самый из них любопытный, Ольги Чередниченко. Её книга не просто справочник мест. Это личный опыт путешествий, не редко весьма нестандартный, автостоп и на автомобиле в одиночку! Не смотря, что книга издана в 2017 году, актуальна будет и через десять лет.
Вот, что она к примеру, там пишет: «Бывает, что при пересечении границ в развивающихся странах с путешественника пытаются стрясти пару долларов на некие «пограничные сборы». Всегда требуйте чеки. Примерно в 50% случаев данное требование волшебным образом отменит сбор. В развивающихся странах, выбирать отель лучше на месте. Дешевые отели просто не попадают в сети онлайн-бронирования». Эти её советы, конечно, не относятся именно к Прибалтике, но могут оказаться полезными впредь. Я бы не хотел рушить интригу и дам возможность узнать опыт Ольги вам самостоятельно.
Сфера же личных интересов лежит также в области художественной литературы, психологии и маркетинга. Вот книги, от которых я получил радость, прочитал или читаю в моменте сейчас, в 2022 году:
Не так давно, получил очередную партию книг с Azon.Market. Снял обзорное видео о достоинствах и недостатках. 05.11.2022:
Книга: Бодо Шефер, "Ментальная алхимия".
Книга: Бодо Шефер, "Законы победителей".
Книга: Бодо Шефер, "Я буду зарабатывать больше! Как постоянно увеличивать доходы".
Книга: Владимир Древс, "Миллионер с хорошей кармой".
Книга: Владимир Древс, "Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность".
Книга: Самюэль Хантингтон, "Столкновение цивилизаций".
Книга: Збигнев Бжезинский, "Великая шахматная доска".