Сорок лет назад муза кино обрела в Таллинне свой собственный дом – роскошный неоренессансный особняк на улице Уус.
Первый киносеанс в нынешней столице Эстонии состоялся в 1896 году, первый стационарный кинотеатр в Ревеле открылся в 1902-м, а в роли киногероя город впервые выступил в 1911-м.
Год, отделенный от дня сегодняшнего четырьмя десятилетиями, занимает в этой хронике не столь очевидное, но не менее достойное место: 26.01.1981 двери распахнул таллиннский Дом кино.
Эклектичная биография
Особой кинославой таллиннская улица Уус похвастаться не могла: если на перпендикулярной ей Виру располагались в начале ХХ века до полудюжины синематографов, то на ее соседке – ни одного.
Да и в качестве съемочной площадки для культовых кинолент она вроде бы особо тоже никогда не использовалась – разве что мелькнул как-то раз ненароком в экранизации «Трех толстяков» фасад дома под номером 3.
Удивляться тут нечего: здание – едва ли не самый яркий и самобытный образчик эклектики в архитектуре Старого города – выглядит настолько сказочно, что само по себе неумолимо похоже на декорацию – театральную или кинематографическую.
Автором постройки, возведенной в том самом 1902 году, когда в деревянном балагане на месте будущего Театра драмы начали демонстрировать фильмы, был Отто Шотт – один из ведущих ревельских архитекторов, работавших на рубеже XIX–XX столетий.
Человек одаренный разносторонне – помимо прочего Шотт был и поэтом, сочинившим, к примеру, слова гимна Ревельского добровольного пожарного общества, – каждый из полусотни спроектированных им домов он пытался сделать ярким и неповторимым.
Здание на улице Уус было решено им необычно: два корпуса, соединенные между собой двухэтажной перемычкой. Перед ней – двор-курдонер, прием в таллиннской архитектуре редкий. У ворот – два стилизованно-старинных массивных фонаря.
Изначально дом проектировался как жилой: в нем располагались квартиры, как принято выражаться у маклеров, для клиентуры «высшего среднего класса» – при довоенной республике тут квартировал, например, консул Нидерландов.
После Второй мировой войны тем из них, кто пережил смену строя и экономической модели, пришлось изрядно потесниться: представительские квартиры разделили на ряд клетушек, превратив эксклюзивное жилье в коммуналку.
Позже в здании разместилась столовая-ресторан Союза кооперативов Эстонской ССР, а кроме того – еще и Медицинская библиотека. Причем часть дома по-прежнему использовалась под коммунальную квартиру.
В итоге постройка оказалась амортизирована настолько, что предварительная экспертиза сочла целесообразным сохранение только каменной коробки стен – и замену всех несущих конструкций.
Реставраторов, которые пришли на объект в 1976 году, можно отблагодарить: они не только вернули фасадам изначальный цвет, но и сберегли наиболее ценные внутренние элемент – камины и печи.
За это, пожалуй, можно простить им отставание от первоначально намеченных сроков: Союз кинематографистов въехал в помещение не накануне олимпийской регаты, а полгода спустя.
Поиск традиций
«Пять лет упорной и скрупулезной реставрационной работы, неутомимая энергия и прекрасный вкус архитектора-дизайнера Матти Леона принесли свои плоды, – писала в январе 1981 года «Советская Эстония». – Дом стал удобным, красивым, его интерьеры, сочетание цветов и деталей оформления тщательно продуманы и искусно выполнены. В общем, Таллиннский дом кино – отличный подарок кинематографистам нашей республики».
Как уточнял директор учреждения Адольф Кяйс – им в первую очередь, но, по большому счету, далеко не только им одним. Но и всем любителям кино, а также представителям самых разнообразных творческих специальностей.
«Мы рады принять у себя писателей, художников, музыкантов, актеров, режиссеров, архитекторов, – сообщал он газетному репортеру. – Здесь будут проходить их творческие вечера, раскрываться связи людей других профессий с кинематографом.
Собираемся мы организовать и киноклуб для творческой молодежи, студентов консерватории и художественного института с циклами лекций по истории кино. Обязательно установим шефскую связь с предприятиями, со средними школами».
В духе своего времени, директор Дома кино сообщил о том, что у них уже подготовлена специальная программа, приуроченная к 23 февраля. А в рамках начавшегося месячника театра – готова подборка фильмов «Балет на экране».
«Распорядок дней и недель в Доме кино уже достаточно плотный, – продолжало издание. – Здесь занимаются все творческие секции Союза кинематографистов ЭССР, ведутся просмотры фильмов и рабочих копий, обсуждения, семинары.
Все премьеры фильмов республиканских киностудий также будут проходить здесь – торжественно, с представлением творческой группы их создателей. И творческие вечера эстонских кинематографистов тоже стали делом возможным».
Как сказал на приуроченной к открытию Дома кино секретарь правления Союза кинематографистов Рейн Каремяэ пресс-конференции, в течение первых месяцев учреждение будет экспериментировать с различными формами работы.
«Лишь в дальнейшем, по прошествии определенного времени у нас сложатся определенные направления, появятся собственные традиции», – передает его слова публикация в газете Õhtuleht.
Сердце и душа
Сердцем Дома кино, естественно, стал кинозал – не слишком большой, рассчитанный на двести зрителей, но оборудованный самой современной по тем временам демонстрационной аппаратурой.
Именно на его экране 26 января 1981 года состоялась премьера нового документального фильма режиссера Пеэтера Симма «Что посеешь…», после чего прошло активное обсуждение увиденного.
Помимо зрительного зала в реконструированных помещениях нашлось место для рабочих кабинетов, конференц-холла, а также для библиотеки Союза кинематографистов, доступ в которую стал открыт для всех.
Восемь лет спустя Дом кино обзавелся и собственным баром-кафетерием, который не только привлекал посетителей разнообразием ассортимента, но и радовал глаз своим оформлением – скромным, но, несмотря на это, стильным и уютным.
«Один только факт открытия Дома кино перевешивает все неразрешимые проблемы, если таковые имеются, – признавался на страницах еженедельника Sirp ja Vasar постановщик и оператор Мати Пылдре. – Он превосходит все ожидания.
Хорошо было бы еще только, если поскорее нашлась возможность смонтировать в Доме кино так называемую внутреннюю видеосистему. Это позволило бы сделать более доступным для общественности и работу нашей телевизионной секции».
Как скоро исполнилось пожелания одного из будущих мэтров эстонской кинематографии – сказать сложно. Но и без того популярность Дома кино превзошла все прогнозы: за четыре первых месяца его посетили двенадцать тысяч человек.
Приходили сюда не только для того, чтобы увидеть новинки экрана и пообщаться с их авторами. Но и для обсуждения книг соответствующей тематики, и знакомства с выставками фотографов и художников, с миром кино формально не связанных.
Кроме того, на улице Уус кино не только смотрели, но и делали. Причем не простое, а анимационное. Так, в сентябре 1985 года здесь состоялся показ тринадцати лент, созданных членами студии юных мультипликаторов при Доме кино.
Четыре из них были продемонстрированы зрителям впервые. Причем сразу же – на официальном экране премьерного показа. Несложно представить, какие чувства наполняли души их создателей…
* * *
Первые годы после восстановления государственной независимости Эстонской Республики были непростыми для всех. Для учреждений культуры – особенно. И Дом кино не был тут исключением.
Тем, кто учился в вузах на связанных с кинематографией или другими областями искусствоведения специальностях, наверняка памятны тогдашние учебные киносеансы в нетопленном и побитом временем кинозале.
В какой-то момент могло показаться, что Дом кино неминуемо разделит судьбу своих конкурентов-собратьев – двух кинотеатров на улице Виру, которым не посчастливилось пережить конкуренции с видеосалонами.
Опасения, по счастью, оказались беспочвенны: к концу девяностых здание прошло курс «омоложения», по завершении которого полностью сохранило свои изначальные функции, став при этом еще более современным и комфортабельным.
Несколько уменьшилось, правда, количество мест в зрительном зале: с двухсот до ста семидесяти. Зато бюджетного вида сиденья сменились уютными креслами, а главное, в зале появилась аппаратура для демонстрации фильмов с электронного носителя.
Десять лет тому назад тридцатилетие Дома кино отмечалось на должном уровне – с демонстрацией киножурнала с кадрами, снятыми в день его открытия, а также открытием фотовыставки, повествующей об истории учреждения и его здания.
Нет сомнения, что и нынешнее сорокалетие будет отпраздновано на должном уровне – с поправкой на эпидемиологическую ситуацию, разумеется. А сам Дом кино будет продолжать радовать поклонников музы кино и впредь.
Йосеф Кац
«Столица»
Читать с монитора или экрана телефона удобно ни всегда. Предпочитая классический бумажный источник, где с лёгкостью и пометки поставить можно, обратимся к лучшему в Европе магазину литературы на русском языке.
Такой магазин, несомненно azon.market. Широкий выбор новинок! Цены в книжных магазинах, как правило близкие и отличаются не сильно. Именно потому при поиске где заказать и купить книгу в Европе, я выбираю azon.market. Во-первых, магазин расположен в Риге, а это особенно удобно по доставке заказа книг в Эстонию и Литву, в Таллин и Вильнюс, не говоря о других городах. Во-вторых, я живу в Таллине, и конечно, закажу дешевле и быстрее из Риги, чем к примеру, из Германии. В третьих, при заказе книг свыше 40 евро, доставят по Эстонии, Латвии и Литве до почтового автомата бесплатно. А если заказать свыше 65 евро, то могут задействовать курьерскую доставку на дом.
Во втором случае, уже не столь важно в какой части Европейского Союза вы живете, если конечно, ни в Греции, на Кипре или Мальте. Рижанам повезло особенно, им бесплатна доставка вне зависимости от суммы заказа.
Действует партнерская программа лояльности! Просто начните оформлять свой заказ, и система предложит вам доступные варианты доставки в вашу страну. Там же будут ясны все подробности.
Свой первый крупный заказ я сделал, в 2016-году. Доставка тогда заняла всего несколько дней. С тех пор, магазин постоянно держит в курсе о новинках и регулярных акциях. Позволяет иметь в руках новенькие, пахнущие типографской краской уютные книги, что обогащают знаниями, и дарят эмоции чтения. Отметил для желающих совершить путешествие в Таллин, несколько интересных путеводителей. Самый из них любопытный, Ольги Чередниченко. Её книга не просто справочник мест. Это личный опыт путешествий, не редко весьма нестандартный, автостоп и на автомобиле в одиночку! Не смотря, что книга издана в 2017 году, актуальна будет и через десять лет.
Вот, что она к примеру, там пишет: «Бывает, что при пересечении границ в развивающихся странах с путешественника пытаются стрясти пару долларов на некие «пограничные сборы». Всегда требуйте чеки. Примерно в 50% случаев данное требование волшебным образом отменит сбор. В развивающихся странах, выбирать отель лучше на месте. Дешевые отели просто не попадают в сети онлайн-бронирования». Эти её советы, конечно, не относятся именно к Прибалтике, но могут оказаться полезными впредь. Я бы не хотел рушить интригу и дам возможность узнать опыт Ольги вам самостоятельно.
Сфера же личных интересов лежит также в области художественной литературы, психологии и маркетинга. Вот книги, от которых я получил радость, прочитал или читаю в моменте сейчас, в 2022 году:
Не так давно, получил очередную партию книг с Azon.Market. Снял обзорное видео о достоинствах и недостатках. 05.11.2022:
Книга: Бодо Шефер, "Ментальная алхимия".
Книга: Бодо Шефер, "Законы победителей".
Книга: Бодо Шефер, "Я буду зарабатывать больше! Как постоянно увеличивать доходы".
Книга: Владимир Древс, "Миллионер с хорошей кармой".
Книга: Владимир Древс, "Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность".
Книга: Самюэль Хантингтон, "Столкновение цивилизаций".
Книга: Збигнев Бжезинский, "Великая шахматная доска".