Один из наиболее характерных архитектурных памятников своей эпохи верой и правдой служит таллиннцам вот уже шесть десятилетий.
Изначально — жилой дом, ничем внешне не выдающийся и типичный по своему облику для городских предместий.
Затем — крупнейший в городе синематограф, скрывающий за решенной в духе вариации на тему классицизма уличной «кулисой», построенный по последнему слову инженерной мысли кинозал.
Потом — спроектированное, но так никогда и не построенное спортивное сооружение, пытавшееся синтезировать в своем облике каноны официального соцреализма с языком местной архитектурной традиции.
Наконец — самый, пожалуй, чистый и целостный, как принято говорить — эталонный, образчик сталинского ампира, достигшего ко второй половине пятидесятых годов прошлого столетия своего апогея и логической кульминации.
Всё это — нынешний таллиннский Центр русской культуры на бульваре Мере, «урожденный» Дом офицеров Балтийского флота, в нынешнюю пятницу, 14 ноября, отмечающий славную и солидную дату—день своего шестидесятилетия.
За стеной
В пресс-сообщении ЭТА, опубликованном 23 февраля 1954 года на следующий день после официального открытия Дома офицеров, о богатой предыстории здания нет ни слова.
Приезжему читателю «Советской Эстонии» могло бы показаться, что речь идет о совершенно новом здании. Городские старожилы помнили: это, мягко говоря, абсолютно не соответствует действительности.
Квартал на месте нынешнего Центра русской культуры начал формироваться во второй половине позапрошлого века — после того, как в 1857 году Ревель был вычеркнут из списка городов-крепостей, магистрат начал здесь продажу земельных участков.
Раскупались они не слишком охотно: почва на месте былого крепостного рва была плохая, да и неясным оставалось, где в будущем планируется построить железнодорожный вокзал: Русский рынок перед воротами Виру рассматривался как один из реальных вариантов.
Первый свисток паровоза прозвучал над Ревелем не с восточной, а с западной стороны упраздненных городских укреплений в 1871 году. А еще лет через десять-пятнадцать на углу нынешнего бульвара Мере и улицы Инсенеэри появилась первая постройка.
Был это причтовый дом: жилище настоятеля расположенной совсем неподалеку, буквально — по ту сторону осевшей крепостной стены, православной церкви Николая Чудотворца.
Синематограф Войнова
Не позднее 1882 года он обзавелся соседом: двухэтажным каменным домом, построенным, как и множество зданий той поры, по проекту архитектора Николая Тамма-старшего.
Через двадцать один год хозяином ничем до того не примечательной постройки стал Василий Симеонович Войнов — директор Балтийских маячных мастерских, инженер, механик, изобретатель, владелец двух ревельских синематографов.
21 марта 1913 года он обратился в Городскую управу с просьбой разрешить ему перестройку домовладения — соорудить мощный каменный подвал, простирающийся далеко за линию застройки в сторону крепостных стен Старого города
Он, по задумке Войнова, должен был стать цокольным этажом огромного, без преувеличения, зрительного зала, способного вместить до тысячи трехсот поклонников киноискусства подобных масштабов губернский Ревель доселе не знал.
Оригинально был решен и парадный фасад будущей постройки. Украшенный вставками из майоликовой плитки и кованым металлическим декором, он не имел аналогов в местной архитектуре, будучи похожим, скорее, на особняки дачных районов Петербурга.
Авторство этого оригинального проекта пока не установлено. Как и не установлена причина, заставившая Войнова отказаться от него: открывшийся в декабре 1913 года, кинотеатр был решен в духе вариаций на тему русского классицизма.
Впрочем, об архитектурных достоинствах здания газетчики той поры писали меньше, чем об инженерной стороне дела: каркас двухъярусного балкона, потолок зрительного зала
были смонтированы из железобетонных конструкций.
В пору, когда пожары были главным бичом зрелищных сооружений, выбор Войновым строительного материала был более чем актуален. Именно он, как выяснилось через четверть века, оказался для судьбы здания решающим.
Физкульт-проект
.. ..В повестке дня заседания Таллиннского горисполкома 13 января 1948 года среди прочего значилась и судьба выгоревших руин, высившихся по адресу: бульвар Мере, 10.
При отступлении из города частей Красной армии кто-то из начальства отдал странное распоряжение — уничтожить все имеющиеся в городе кинопленки в здании кинотеатра «Арс», известный, впрочем, и под своим дореволюционным названием «Гранд-Марина».
Огонь быстро перекинулся с целлулоида на внутреннюю отделку помещений — и к моменту вступления в город частей вермахта от здания осталась одна коробка стен. Словно этого было мало, в марте 1944-го в нее попало несколько авиационных бомб.
Инженерный расчет Войнова, к тому времени уже погибшего в сибирской ссылке, оказался безупречным: стены выстояли. Они оказались настолько крепкими, что снос их в ходе работ по очистке Таллинна от развалин был признан нецелесообразным.
Городские власти решили передать их Республиканскому комитету по физической культуре и спорту — для устройства в бывшем кинотеатре крытого плавательного бассейна: архитектор Р. Ныва даже подготовил его проект.
Будь он реализован — Таллинн пополнился бы оригинальной постройкой: фасад времен Войнова предлагалось встроить в массивное здание, внешне похожее на дом Академии наук ЭССР на Театральной площади.
Однако необходимых для воплощения задуманного в жизнь двух с лишним миллионов рублей у физкультурников, по-видимому, не нашлось: обнесенные забором руины ждали своего часа.
Флотский порядок
Ждать, к счастью, пришлось недолго: уже через три года на законсервированную стройплощадку пришли строители. Целые две роты — строители были военными.
Задача перед ними стояла грандиозная: перестроить имеющуюся коробку стен в современное здание Дома офицеров Балтийского флота и завершить работы к двадцатипятилетию создания РККА.
Амбиции были оправданными: в столице ЭССР на тот момент был расквартирован главный штаб Балтийского флота. Ютиться его дому культуры в былых помещениях Ревельского морского офицерского собрания на Ратушной площади явно не подобало.
Возводить здание было решено на добровольные пожертвования — случай в практике социалистического градостроительства, скажем прямо, не слишком распространенный. Денежные переводы пошли от моряков, служивших по всему Балтийскому побережью.
«Сэкономить» решили на проекте: воспользоваться решили типовым, общесоюзным, «военпроектовским», под номером 28. Привязать его к специфическим таллиннским условиям взялся сам его разработчик, архитектор Александр Кузнецов.
Строительное управление Балтийского флота при непосредственном участии Петра Михлина безвозмездно подготовило всю проектную документацию. Руководил ходом работ фронтовик и опытный строитель Петр Бушманов.
Уложиться к намеченной изначально дате, правда, не успели: к лету 1953 года здание на бульваре Мере только подвели под крышу. На отделку и благоустройство территории ушло еще несколько месяцев.
Для всех
Дом офицеров Балтийского флота был торжественно открыт в феврале 1954-го. А в декабре того же года газеты перепечатывали речь Никиты Хрущева, ознаменовавшей начало борьбы с «архитектурными излишествами».
ДОФ оказался практически идеальным объектом для критики: оно воплощало собой идеалы сталинского ампира в хрестоматийном виде — шестиколонный ампирный портик фасада, обилие искусственного мрамора и позолоты в интерьерах, хрустальные люстры…
Открыто он, учитывая «военный» статус учреждения культуры, конечно, не критиковался. Но оказался словно в тени забвения: с шестидесятых годов его изображения исчезают со страниц таллиннских путеводителей и с туристических открыток.
Уникальный интерьер здания, над которым работали специалисты из Москвы и Ленинграда, равно как и фасады, украшенные работами эстонских скульпторов, смогли вновь оценить по достоинству лишь сорок с лишним лет спустя — в середине девяностых.
«Стоя сегодня на сцене, я ощущаю себя не в знакомом давно зале, а словно бы в каком-то дворце или музее, — признавался тогда директор ЦРК Юрий Поляков.
— Но вокруг — не благоговейная музейная тишина, а кипящая с утра до вечера жизнь.»
В нашем доме занимаются творческие коллективы — драматические, хоровые, хореографические, музыкальные, художественные. Проходят концерты, спектакли, выставки, лекции, многочисленные праздники, работают различные студии.
На сцене ЦРК часто гастролируют зарубежные коллективы самых разных музыкальных и драматических направлений. Приходите — наш дом, правильнее сказать, наш общий дом — открыт для всех!»
Йосеф Кац
«Столица»
Related posts
- От Вана-Тург до петли Юлемисте: биография трамвайных маршрутов столицы Эстонии
- Таллинский центр сталинской архитектуры
- 1954: Таллин строится
- Дуга рассвета Таллинских улиц
Читать с монитора или экрана телефона удобно ни всегда. Предпочитая классический бумажный источник, где с лёгкостью и пометки поставить можно, обратимся к лучшему в Европе магазину литературы на русском языке.
Такой магазин, несомненно azon.market. Широкий выбор новинок! Цены в книжных магазинах, как правило близкие и отличаются не сильно. Именно потому при поиске где заказать и купить книгу в Европе, я выбираю azon.market. Во-первых, магазин расположен в Риге, а это особенно удобно по доставке заказа книг в Эстонию и Литву, в Таллин и Вильнюс, не говоря о других городах. Во-вторых, я живу в Таллине, и конечно, закажу дешевле и быстрее из Риги, чем к примеру, из Германии. В третьих, при заказе книг свыше 40 евро, доставят по Эстонии, Латвии и Литве до почтового автомата бесплатно. А если заказать свыше 65 евро, то могут задействовать курьерскую доставку на дом.
Во втором случае, уже не столь важно в какой части Европейского Союза вы живете, если конечно, ни в Греции, на Кипре или Мальте. Рижанам повезло особенно, им бесплатна доставка вне зависимости от суммы заказа.
Действует партнерская программа лояльности! Просто начните оформлять свой заказ, и система предложит вам доступные варианты доставки в вашу страну. Там же будут ясны все подробности.
Свой первый крупный заказ я сделал, в 2016-году. Доставка тогда заняла всего несколько дней. С тех пор, магазин постоянно держит в курсе о новинках и регулярных акциях. Позволяет иметь в руках новенькие, пахнущие типографской краской уютные книги, что обогащают знаниями, и дарят эмоции чтения. Отметил для желающих совершить путешествие в Таллин, несколько интересных путеводителей. Самый из них любопытный, Ольги Чередниченко. Её книга не просто справочник мест. Это личный опыт путешествий, не редко весьма нестандартный, автостоп и на автомобиле в одиночку! Не смотря, что книга издана в 2017 году, актуальна будет и через десять лет.
Вот, что она к примеру, там пишет: «Бывает, что при пересечении границ в развивающихся странах с путешественника пытаются стрясти пару долларов на некие «пограничные сборы». Всегда требуйте чеки. Примерно в 50% случаев данное требование волшебным образом отменит сбор. В развивающихся странах, выбирать отель лучше на месте. Дешевые отели просто не попадают в сети онлайн-бронирования». Эти её советы, конечно, не относятся именно к Прибалтике, но могут оказаться полезными впредь. Я бы не хотел рушить интригу и дам возможность узнать опыт Ольги вам самостоятельно.
Сфера же личных интересов лежит также в области художественной литературы, психологии и маркетинга. Вот книги, от которых я получил радость, прочитал или читаю в моменте сейчас, в 2022 году:
Не так давно, получил очередную партию книг с Azon.Market. Снял обзорное видео о достоинствах и недостатках. 05.11.2022:
Книга: Бодо Шефер, "Ментальная алхимия".
Книга: Бодо Шефер, "Законы победителей".
Книга: Бодо Шефер, "Я буду зарабатывать больше! Как постоянно увеличивать доходы".
Книга: Владимир Древс, "Миллионер с хорошей кармой".
Книга: Владимир Древс, "Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность".
Книга: Самюэль Хантингтон, "Столкновение цивилизаций".
Книга: Збигнев Бжезинский, "Великая шахматная доска".