Для историка увлекательно наблюдать, как некоторые темы привлекают много внимания, вновь и вновь становятся объектом исследований, и появляются новые интерпретации, в то время как другие темы остаются нераскрытыми, таинственными или представляют интерес лишь для небольшой группы людей. За последние десятилетия историки из Дании и Эстонии вновь и вновь обращались к началам миссии, крещению и интеграции Эстонии в сферу западного христианства, и пришли к новому пониманию, как церковь утвердилась в Ливонии в конце XII и начале XIII веков.
С другой стороны, гораздо меньше внимания было уделено тому, как вновь учрежденные церковные учреждения и духовенство в Ливонии взаимодействовали с «материнскими церквами» в Германии, Дании и Швеции. Пытаясь выяснить, насколько сильно было взаимодействие между Данией и Эстонией, мы наткнулись на случай Николауса, епископа Дерпта (Тарту), который в 1313 году попытался заключить сделку с епископом Шлезвигским, Йенсом Бохольтом, чтобы просто поменяться епархиями. Епископ Дерпта предложил Йенсу занять его место, а сам, Николаус, в свою очередь стал бы епископом Шлезвига. Однако Йенс Бохольт не хотел этого — идти в Дерпт и сталкиваться с неопределенным будущим, оставляя свою епархию. Он сообщил Эрику Менведу, что его попытались подкупить, но под присягой заявил, что не пойдет в Дерпт, если король не одобрит этого. Почему Йенс Бохольт не заинтересовался переездом в Дерпт и не хотел там принять постоянное место жительства? Мы изучили источники и попытались разобраться — и наткнулись на следующий рассказ, который, по сути, касается еще одной загадки: почему Николаус из Дерпта стал свидетелем коронационной хартии новокрещенного короля Кристофера II в 1320 году.
Княжеское Дерптское епископство, а также Герцогство Эстонии были (почти) соседями на краю западного христианства и сталкивались с многими общими проблемами. В то время как епископы Дерпта в основном поддерживали хорошие отношения с Тевтонским орденом, всегда имелись как внутренние, так и внешние угрозы, которые подрывали ненадежное положение княжеского епископа. Риск очередного восстания со стороны местного населения всегда висел над головой, и русские князья только ждали возможности использовать любые слабости в обороне Ливонских территорий. Эта ситуация привела к естественному сближению и близкому сотрудничеству между Дерптом и Герцогством, которые могли оказывать взаимную поддержку в случае, если русские князья вмешались в дела Ливонии. По всей видимости, предлагаемый обмен в 1313 году следует рассматривать в этом контексте — епископ Николаус, должно быть, почувствовал, что находится в ненадежном положении и не располагает достаточными средствами, чтобы улучшить свое положение. Мы знаем, что Николаус поехал в папский двор в Авиньоне в начале 1313 года, где ему была выдана ссуда в 1500 гульденов, которая должна была использоваться для обеспечения Дерптского епископства. Но он, по-видимому, не был доволен своим положением, так как после этого он не вернулся в Дерпт из Авиньона. Вместо этого он написал епископу Шлезвигскому и предложил обменяться епархиями. Впоследствии ему пришёл отказ, но в своем ответе Николаус, должно быть, увидел возможность. Ему всего лишь нужно было убедить датского короля, что обмен будет в его интересах.
Таким образом, весной 1314 года епископ Николаус Дерптский отправился в Данию, чтобы узнать, сможет ли он убедить Эрика Менведа (короля 1286-1319) и получить его поддержку для обмена с Йенсом Бохольтом. Король Эрик оказался достаточно готов выслушать Николауса и предоставил ему право свободного прохода в Данию, чтобы тот мог представить свои аргументы. Кажется, что Эрик Менвед рассматривал предложение, но не мог принять решение, насколько это было бы хорошей идеей. В конечном итоге из этого ничего не вышло, и епископ Николаус должен был вернуться в Дерпт без конкретных результатов. Тем не менее это может подразумевать, что Эрик Менвед хотя бы рассматривал вариант укрепления своей позиции в Эстонии путем косвенного контроля над Дерптом. В конечном итоге он, должно быть, предпочел бы иметь в Дерпте охотного «вассала», с которым можно было бы сотрудничать, вместо того чтобы нести полное обязательство и ответственность за защиту епархии Дерпта. В эти годы Эрик Менвед был достаточно занят конфликтом с городами Ганзейской лиги Росток, Висмар, Штральзунд и Грайфсвальд.
Когда его план уйти из Дерпта и стать епископом Шлезвига вместо этого не увенчался успехом, епископу Николаусу Дерптскому пришлось дважды подумать о своей ситуации. Несмотря на то, что он находился в хороших отношениях с Тевтонским орденом, союзы в средневековом мире были непостоянными. Что случится, если русские князья нападут на его епархию? Поддержат ли его в этом случае Тевтонский орден и/или датский король?
Было бы лучше иметь дополнительных союзников, на случай если епархии потребуется поддержка, и поэтому весной 1319 года епископ Николаус сначала отправился в Любек, а затем снова в Данию, чтобы собрать поддержку. К сожалению, Эрик Менвед скончался в ноябре 1319 года, не оставив сына и наследника, до того как было достигнуто какое-либо соглашение. Самым вероятным наследником был брат короля Эрика, Кристофер, который с 1303 по 1307 год был герцогом Эстонии. Но чтобы стать королем, Кристофер должен был подписать довольно жесткий «håndfæstning» (коронационную хартию), которая серьезно ограничивала его действия в качестве короля и предоставляла обширные концессии ведущим дворянам королевства. После некоторых переговоров был достигнут соглашение, и 25 января 1320 года новым королем оно было подписано. Один из свидетелей этого события был — Николай Дерптский.
Его присутствие в качестве свидетеля при подписании коронационной хартии Кристофера II всегда было некоторой загадкой для датских ученых, но, возможно, наши исследования в области церковных связей между Дорпатом и Шлезвигом ненамеренно приблизили нас к объяснению. Мы не знаем, какую роль играл Николаус во время переговоров, или даже имел ли он что-либо сказать. Но возможным объяснением может быть то, что поскольку епископ Генрих Ревельский умер не позднее 1318 года, и новый глава церкви в герцогстве не был избран или назначен, Николаус фактически стал представителем датской Эстонии. Возможно, это было связано с тем, что Цистерцианский монастырь Фалькенау (Кяркна) в Дерптской епархии владел земельными участками в Виронии? Или же это было потому, что он был единственным представителем из Эстонии, когда Кристофер подписывал свою коронационную хартию в январе 1320 года? Строго говоря, не было необходимости, чтобы представитель из Эстонии присутствовал, так как коронационная хартия применялась только к самой Дании, но не к Эстонии. Причиной могло быть также то, что он был достоверным, независимым свидетелем.
Сможем ли мы предложить другой квалифицированный ответ, или может быть, другой историк сможет разгадать эту загадку, когда вернется к этой теме?
Стефан Пайунг и Михкел Мяэсалу / linnamuuseum.eе
Коррекция перевода: Вене Тоомас / tallinn.cold-time.com
Развитие истории здесь: http://tallinn.cold-time.com/?p=43018
Читать с монитора или экрана телефона удобно ни всегда. Предпочитая классический бумажный источник, где с лёгкостью и пометки поставить можно, обратимся к лучшему в Европе магазину литературы на русском языке.
Такой магазин, несомненно azon.market. Широкий выбор новинок! Цены в книжных магазинах, как правило близкие и отличаются не сильно. Именно потому при поиске где заказать и купить книгу в Европе, я выбираю azon.market. Во-первых, магазин расположен в Риге, а это особенно удобно по доставке заказа книг в Эстонию и Литву, в Таллин и Вильнюс, не говоря о других городах. Во-вторых, я живу в Таллине, и конечно, закажу дешевле и быстрее из Риги, чем к примеру, из Германии. В третьих, при заказе книг свыше 40 евро, доставят по Эстонии, Латвии и Литве до почтового автомата бесплатно. А если заказать свыше 65 евро, то могут задействовать курьерскую доставку на дом.
Во втором случае, уже не столь важно в какой части Европейского Союза вы живете, если конечно, ни в Греции, на Кипре или Мальте. Рижанам повезло особенно, им бесплатна доставка вне зависимости от суммы заказа.
Действует партнерская программа лояльности! Просто начните оформлять свой заказ, и система предложит вам доступные варианты доставки в вашу страну. Там же будут ясны все подробности.
Свой первый крупный заказ я сделал, в 2016-году. Доставка тогда заняла всего несколько дней. С тех пор, магазин постоянно держит в курсе о новинках и регулярных акциях. Позволяет иметь в руках новенькие, пахнущие типографской краской уютные книги, что обогащают знаниями, и дарят эмоции чтения. Отметил для желающих совершить путешествие в Таллин, несколько интересных путеводителей. Самый из них любопытный, Ольги Чередниченко. Её книга не просто справочник мест. Это личный опыт путешествий, не редко весьма нестандартный, автостоп и на автомобиле в одиночку! Не смотря, что книга издана в 2017 году, актуальна будет и через десять лет.
Вот, что она к примеру, там пишет: «Бывает, что при пересечении границ в развивающихся странах с путешественника пытаются стрясти пару долларов на некие «пограничные сборы». Всегда требуйте чеки. Примерно в 50% случаев данное требование волшебным образом отменит сбор. В развивающихся странах, выбирать отель лучше на месте. Дешевые отели просто не попадают в сети онлайн-бронирования». Эти её советы, конечно, не относятся именно к Прибалтике, но могут оказаться полезными впредь. Я бы не хотел рушить интригу и дам возможность узнать опыт Ольги вам самостоятельно.
Сфера же личных интересов лежит также в области художественной литературы, психологии и маркетинга. Вот книги, от которых я получил радость, прочитал или читаю в моменте сейчас, в 2022 году:
Не так давно, получил очередную партию книг с Azon.Market. Снял обзорное видео о достоинствах и недостатках. 05.11.2022:
Книга: Бодо Шефер, "Ментальная алхимия".
Книга: Бодо Шефер, "Законы победителей".
Книга: Бодо Шефер, "Я буду зарабатывать больше! Как постоянно увеличивать доходы".
Книга: Владимир Древс, "Миллионер с хорошей кармой".
Книга: Владимир Древс, "Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность".
Книга: Самюэль Хантингтон, "Столкновение цивилизаций".
Книга: Збигнев Бжезинский, "Великая шахматная доска".
Comment on “Загадочный случай обмена между Дерптским и Шлезвигским епископами”