Встреча Нового года — удивительный праздник, общий для всех, и в то же время у каждого народа свой. “Если бы предоставить всем народам на свете, — писал “отец истории” Геродот, — выбирать самые лучшие из всех обычаев, то каждый народ, внимательно рассмотрев их, выбрал бы… свои собственные. Так как убежден, что его обычаи наилучшие”. Вот и праздники, в особенности на рубеже года, во всяком случае, до недавнего доинтернетовского времени у каждого народа были свои. История, природа, условия жизни, климат, характер, особый образ жизни диктовали ритуал встречи Нового года. И у всех народов он связан с детством.
Мир отвечал размерам человека,
И человек был мерой всех вещей.
М.Волошин. “Космос”.
Даже если вам далеко за… неважно сколько лет, все равно где-то в далеких уголках памяти хранятся запахи хвои, корицы, мандаринов и сдобы, радостные ожидания чего-то необычайно хорошего. У одних в канун Рождества, у других под Новый год подарки приносил где-то Святой Николай — Санта Клаус, где-то Pere Noel — Папа Мороз, а где-то Дед Мороз со Снегурочкой. И далеко не всегда и не везде символом Рождества и Нового года была и есть елка потому, что она не везде растет, и обычай этот не такой уж древний и известен только с конца XVI столетия. Предшественником рождественско-новогодней елки на родине этого обычая, в Германии и Эльзасе, были ветки вишни и других плодовых деревьев, которые ставили задолго до Рождества в воду для того, чтобы они зацвели к праздничному дню. Снаружи дома украшали ветками тиса, бука, можжевельника и ели. Что же все-таки способствовало возникновению обычая и распространению почти по всему миру ели как символа Рождества и Нового года?
Одни считали, что произошло это от веры в “чудесные” свойства ели, колючие иголки которой защищали от злых сил и ведьм, другие видели в украшенной яблоками и орехами ели прообраз библейского “райского дерева”, но, вероятно, ближе всего к истине были те, кто объяснял широкое распространение ели тем, что она просто зеленая круглый год.
И хотя на баронских мызах Эстонии с Рождества и до Нового года горели свечи на разукрашенных елках, на хуторах у Юри, Сасся, Михкеля и других, что стояли на баронской земле, не было обычая приносить в дома елки, зачем же их рубить без дела. Зато у эстонского народа было другое и в счете времени, и в самом праздничном ритуале.
Празднества по поводу окончания хозяйственного года начинались с Mihklipдev (29 сентября) — к Михкелеву дню должны были быть “naeris koopas ja naine toas”, то есть “репа в погребе, а жена в комнате”. Ориентиром же наступления зимы служил Andresepдev (30 ноября): “Андрей рассуждает; Nigula (6 декабря) — Николай проклинает; Luutsia (13 декабря) — Лючия с мешком приходит; Fooma (21 декабря) — Фома снегом заносит”. Рождество начиналось в Фомин день и заканчивалось в Kolmekuningapдev (6 января) — в день “Трех королей” (Крещение). Завершение же всех рождественских праздников наступало на двадцатый день — 13 января, в день святого Канута, который, согласно бытовавшей в Скандинавии поговорке, “прогонял Рождество”.
Интересно, что в этом народном календаре затерялся Новый год — он для эстонского крестьянина не был связан ни с трудовыми, ни с вошедшими в обиход христианскими памятными датами. И хотя его отмечали, но так же, как и все праздники, по-своему. К Рождеству, например, наряжались гусем, к Новому году — козлом или медведем, к празднику “Трех королей” — журавлем. Эти ряженые ходили по домам, озорничали, заставляли детей петь, а потом просили пиво и закуски.
Новогодний “козел” напяливал вывернутую наизнанку овчину и привязывал вместо хвоста веник. Ходил на четвереньках и когда в каком-нибудь доме натыкался на кадушку с водой, окунал в нее “хвост” и под крик и визг хлестал им хозяев. Наконец, ряженые “козлы” вместе со своими “пастухами” покидали хутор, писали на дверях кусочком угля номер нового года и шли дальше, на ближайший хутор, в другую семью поозорничать и пожелать добра и достатка в наступившем году. Этот обычай, встречаясь впервые в Новом году, желать друг другу всего самого лучшего сохранился до наших дней из глубокой старины.
Первым гостем в семье в новом году предпочитали видеть мужчину. Говорили так: “Если в новогоднее утро первой в гости придет женщина — не миновать беды. Если же первым гостем будет мужчина, быть тому году счастливым”.
XX век раздвинул границы государств, перемешал народы, распространил одни и уничтожил другие обряды и обычаи. Северная елка — непременный участник рождественско-новогодних торжеств — теперь и в южных городах и странах украшает площади и дома, там, где она вообще не растет; вместо кровяной колбасы в эстонских домах готовят стейк на решетке или гриль на вертеле, а в таллиннских ресторанах на новогодний вечер предлагают лягушачьи лапки в мандариновом соусе или фаршированных кальмаров с сырным гарниром, вместо ритуальных игр на соломе — диско-вечер в “Декольте” или “Голливуде” по многу сотен крон за билет, а огоньки адвентских семисвечников светятся в окнах не только лютеран, но и православных, католиков, да и атеистов.
Из далекого Китая пришла к нам таблица циклических символов тамошнего летосчисления. Газеты, радио и телевидение Европы и Америки без доли юмора рассуждают, чем лучше последний год уходящего века “Чэнь” — Дракона прошлого года “Мао” — Зайца и что принесет нам наступающий год “Сы” — год Змеи, которая у одних народов символ добра и мудрости, у других — грехопадения.
Думаю, что в нашей далеко не простой жизни без доли юмора было бы просто невыносимо, а посему — Бог с ним, с китайским змеем, впереди новогоднее застолье, и в последнюю полночь уходящего XX века, в канун нового тысячелетия мы поднимем бокалы с шампанским, пожелаем друг другу в новом году удачи и будем твердо верить, что впереди нас ожидает неожиданное и радостное чудо, о котором поэт сказал:
Но чудо — есть чудо
И чудо есть Бог
Когда мы в смятеньи,
когда средь разброда
Оно настигает
мгновенно, врасплох.
Лев Лившиц
«Молодёжь Эстонии»
Читать с монитора или экрана телефона удобно ни всегда. Предпочитая классический бумажный источник, где с лёгкостью и пометки поставить можно, обратимся к лучшему в Европе магазину литературы на русском языке.
Такой магазин, несомненно azon.market. Широкий выбор новинок! Цены в книжных магазинах, как правило близкие и отличаются не сильно. Именно потому при поиске где заказать и купить книгу в Европе, я выбираю azon.market. Во-первых, магазин расположен в Риге, а это особенно удобно по доставке заказа книг в Эстонию и Литву, в Таллин и Вильнюс, не говоря о других городах. Во-вторых, я живу в Таллине, и конечно, закажу дешевле и быстрее из Риги, чем к примеру, из Германии. В третьих, при заказе книг свыше 40 евро, доставят по Эстонии, Латвии и Литве до почтового автомата бесплатно. А если заказать свыше 65 евро, то могут задействовать курьерскую доставку на дом.
Во втором случае, уже не столь важно в какой части Европейского Союза вы живете, если конечно, ни в Греции, на Кипре или Мальте. Рижанам повезло особенно, им бесплатна доставка вне зависимости от суммы заказа.
Действует партнерская программа лояльности! Просто начните оформлять свой заказ, и система предложит вам доступные варианты доставки в вашу страну. Там же будут ясны все подробности.
Свой первый крупный заказ я сделал, в 2016-году. Доставка тогда заняла всего несколько дней. С тех пор, магазин постоянно держит в курсе о новинках и регулярных акциях. Позволяет иметь в руках новенькие, пахнущие типографской краской уютные книги, что обогащают знаниями, и дарят эмоции чтения. Отметил для желающих совершить путешествие в Таллин, несколько интересных путеводителей. Самый из них любопытный, Ольги Чередниченко. Её книга не просто справочник мест. Это личный опыт путешествий, не редко весьма нестандартный, автостоп и на автомобиле в одиночку! Не смотря, что книга издана в 2017 году, актуальна будет и через десять лет.
Вот, что она к примеру, там пишет: «Бывает, что при пересечении границ в развивающихся странах с путешественника пытаются стрясти пару долларов на некие «пограничные сборы». Всегда требуйте чеки. Примерно в 50% случаев данное требование волшебным образом отменит сбор. В развивающихся странах, выбирать отель лучше на месте. Дешевые отели просто не попадают в сети онлайн-бронирования». Эти её советы, конечно, не относятся именно к Прибалтике, но могут оказаться полезными впредь. Я бы не хотел рушить интригу и дам возможность узнать опыт Ольги вам самостоятельно.
Сфера же личных интересов лежит также в области художественной литературы, психологии и маркетинга. Вот книги, от которых я получил радость, прочитал или читаю в моменте сейчас, в 2022 году:
Не так давно, получил очередную партию книг с Azon.Market. Снял обзорное видео о достоинствах и недостатках. 05.11.2022:
Книга: Бодо Шефер, "Ментальная алхимия".
Книга: Бодо Шефер, "Законы победителей".
Книга: Бодо Шефер, "Я буду зарабатывать больше! Как постоянно увеличивать доходы".
Книга: Владимир Древс, "Миллионер с хорошей кармой".
Книга: Владимир Древс, "Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность".
Книга: Самюэль Хантингтон, "Столкновение цивилизаций".
Книга: Збигнев Бжезинский, "Великая шахматная доска".