Старейшая снятая в Таллине художественная лента вернулась на родину: обнаруженная в архиве российского Госфильмофонда копия была показана в рамках кинофестиваля «Темные ночи».
«Об одном мы можем теперь говорить с уверенностью: фильм, который более ста лет считался утраченным, сохранился», — прокомментировал показанную в таллиннском кинотеатре «Артис» ленту историк эстонского кино Лаури Кярк.
Во всём остальном подобной очевидности по-прежнему нет: тринадцатиминутная комедия «Жена напрокат» представляет собой культурологическое уравнение с множеством неизвестных, которые еще только предстоит разгадать.
Рутинное открытие
Старший куратор научных проектов Государственного фонда кинофильмов Российской Федерации Петр Багров рассказывает: обретение ленты произошло в ходе рутинной ежедневной работы.
«Не то чтобы кассета пылилась гдето на чердаке или в подвале, никому не ведомая, — рассказывает он. — Фильм находился в нашем архиве и проходил по каталогам как «Похождения Глупышкина».
Под этим названием в России столетней давности были известны комедии, главную роль в которых исполнял французский киноактер Андре Дид, работавший в амплуа незадачливого
молодого человека, неизменно выходящего сухим из воды.
Время от времени сотрудники Госфильмфонда просматривают ленты, находящиеся у нас на хранении. Я занимался таким просмотром — и поймал себя на мысли, что грим и манера двигаться у артистов — явно не французские специалист заметит это сразу.
Да и обилие снега в уличных сценах, и крестьянские сани на заднем плане указывали — никак не Париж. А когда в сцене на вокзале появился вагон с надписью на чисто русском языке, стало ясно — лента определенно снималась в России.
Я полез в более старые каталоги и обнаружил, что там лента проходила под названием «Рижский Глупышкин». Вот тут всё, вроде бы, начало становиться на свои места. Но тут мне показалось, что натурные сцены — не Рига.
Решил обратиться к отцу, который бывал в свое время в Прибалтике неоднократно. И он подтвердил мои догадки: в кадре — Таллинн. И тогда я обратился к эстонским коллегам…»
Рижский след
Между тем к нынешней столице Латвии фильм, отснятый в Таллинне, имеет самое непосредственное отношение по крайней мере монтаж ленты точно производился в городе на Даугаве.
Сведения о том, что какие-то рижане приезжали снимать комедию с участием артистов театра «Эстония», сохранились в воспоминаниях пионеров эстонской кинематографии, опубликованных в прессе тридцатых годов.
Сохранились и мемуары одного из патриархов российского кино, Евгения Славинского, жившего в Ревеле с 1908 года: среди своих работодателей он прямо указывает С. Минтуса — владельца кинопрокатной конторы из Риги.
Биография Минтуса изобилует белыми пятнами. Достаточно отметить, что даже написание его имени имеет, как минимум, три варианта. Чаще всего — Семен, но иногда — и Сергей, а то и вовсе — Зигфрид, на немецкий манер.
В Ригу он прибыл не позднее 1909 года: по одной версии, откуда-то из малороссийской глубинки, по другой — из Варшавы. Основав в городе кинопрокатную контору, он два года спустя решил освоить производство фильмов своими силами.
Дебютом стала документальная лента «Город Рига и его достопримечательности», но вскоре киноателье переключилось на художественные ленты достаточно узкой, как бы сказали в наши дни — «нишевой», тематики.
«Талмудист», «Лейба-сапожник», «Слушай, Израиль!», «Точка еврея», «Трагедия еврейской курсистки» — название лент, снятых «Рижским товариществом С. Минтуса», говорят сами за себя.
Имена и роли
Что надоумило создателя драм и мелодрам, ориентированных на вполне конкретную категорию зрителей, приехать в Ревель и снять ленту с участием эстонских артистов — неизвестно.
Непонятно и то, почему Минтус решил изменить избранному, вероятно, излюбленному и продюсером, и публикой жанру и обратиться к легкомысленной «народной комедии», практически — фарсу.
Одно очевидно: незамысловатый водевиль о холостяке-вертопрахе, транжирящем деньги дяди, которого он регулярно снабжает по почте байками о своей образцовой семейной жизни, супруге и ребенке, был в Эстонии любим.
«Жена напрокат», переведенная на рубеже ХIХ-ХХ веков на русский, а в 1907 году — и на эстонский язык, мелькает в рекламных объявлениях первой четверти минувшего столетия: на эстонском языке вещь ставили даже в революционном Петрограде.
Но одно дело — народная самодеятельность, а другое — привлечение к участию в кинопостановке профессиональных актеров: дядю, отправившегося проведать обожаемого родственника, мастерски сыграл легендарный Пауль Пинна.
Незадачливым племянником стал на экране Александер Трилльярв, его лакеем — Альфред Сяллик, дамой, согласившейся разыграть перед дядюшкой роль «верной жены», — вероятно, примадонна труппы Бетти Куускемаа.
Впрочем, ее потомок, историк и искусствовед Юри Куускемаа считает, что главная героиня фильма — не она. Но кто тогда? Заезжая из той же Риги актриса? Вновь — очередная загадка…
Иной ракурс
В тартуском синематографе «Империал» премьера «Жены напрокат» состоялась 7 декабря 1913 года, в таллиннском «Роял Био» — четырьмя днями позже.
О триумфе ее говорить не приходится: внимания современников она не привлекла. Газетные репортеры, порой отзывавшиеся на выход новых лент скупыми строчками, похоже, просто не заметили ее.
Вероятно, панорамы таллиннских улиц и парков, служившие местом действия натурных съемок картины, не могли слишком уж вдохновить тогдашнего зрителя: места были им хорошо знакомы, в том числе — и по кадрам кинохроники.
И это наводит на мысль: а не снимал ли рижский кинопромышленник свою «ревельскую ленту» совсем не для местной аудитории? Не предназначалась ли она, в первую очередь, не для сугубо прибалтийского, а для общероссийского проката?
В таком случае становится понятнее и «анонимность» обнаруженной ленты. Выходные данные и титры-реплики можно было бы вставить в нее при окончательном монтаже: в Ревеле или Юрьеве — соответственно, эстонские, в Петербурге или Москве — русские.
Если принять эту версию в качестве основной, происходящее на экране открывается в совершенно ином ракурсе. Комедийная линия уходит на второй план: главным действующим лицом тринадцатиминутной ленты становится сам… Ревель.
Это город, завораживающий панорамами, открывающимися со смотровых площадок Тоомпеа. Это город, на катках которого можно встретить светскую публику, лоском привычек и покроем пальто не уступающей столичной.
Город, на средневековых улицах которого можно встретить не только допотопные розвальни, но и элегантное авто. Город, куда можно добраться в вагонах комфортабельного экспресса.
***
Стоило первым оцифрованным кадрам «Жены напрокат» объявиться в Интернете, как в обществе развернулась дискуссия: можно ли теперь говорить, что история эстонского художественного кино стала на один год длиннее, как минимум?
Споры о том, можно ли ставить знак равенства между понятием «эстонский фильм» и «фильм, снятый в Эстонии», можно вести долгие и жаркие. Да только, пожалуй, они малопродуктивны.
Лента, выпущенная еврейским киноателье из Риги, снятая российским оператором польского происхождения с участием труппы «Эстонии», стала первым таллиннским фильмом.
«Жена напрокат» — дебют киногероя по имени Таллинн. Того самого, который, разменяв первое столетие своей премьеры, отказываться от амплуа звезды экрана и не думает.
Йосеф Кац
«Столица»
Читать с монитора или экрана телефона удобно ни всегда. Предпочитая классический бумажный источник, где с лёгкостью и пометки поставить можно, обратимся к лучшему в Европе магазину литературы на русском языке.
Такой магазин, несомненно azon.market. Широкий выбор новинок! Цены в книжных магазинах, как правило близкие и отличаются не сильно. Именно потому при поиске где заказать и купить книгу в Европе, я выбираю azon.market. Во-первых, магазин расположен в Риге, а это особенно удобно по доставке заказа книг в Эстонию и Литву, в Таллин и Вильнюс, не говоря о других городах. Во-вторых, я живу в Таллине, и конечно, закажу дешевле и быстрее из Риги, чем к примеру, из Германии. В третьих, при заказе книг свыше 40 евро, доставят по Эстонии, Латвии и Литве до почтового автомата бесплатно. А если заказать свыше 65 евро, то могут задействовать курьерскую доставку на дом.
Во втором случае, уже не столь важно в какой части Европейского Союза вы живете, если конечно, ни в Греции, на Кипре или Мальте. Рижанам повезло особенно, им бесплатна доставка вне зависимости от суммы заказа.
Действует партнерская программа лояльности! Просто начните оформлять свой заказ, и система предложит вам доступные варианты доставки в вашу страну. Там же будут ясны все подробности.
Свой первый крупный заказ я сделал, в 2016-году. Доставка тогда заняла всего несколько дней. С тех пор, магазин постоянно держит в курсе о новинках и регулярных акциях. Позволяет иметь в руках новенькие, пахнущие типографской краской уютные книги, что обогащают знаниями, и дарят эмоции чтения. Отметил для желающих совершить путешествие в Таллин, несколько интересных путеводителей. Самый из них любопытный, Ольги Чередниченко. Её книга не просто справочник мест. Это личный опыт путешествий, не редко весьма нестандартный, автостоп и на автомобиле в одиночку! Не смотря, что книга издана в 2017 году, актуальна будет и через десять лет.
Вот, что она к примеру, там пишет: «Бывает, что при пересечении границ в развивающихся странах с путешественника пытаются стрясти пару долларов на некие «пограничные сборы». Всегда требуйте чеки. Примерно в 50% случаев данное требование волшебным образом отменит сбор. В развивающихся странах, выбирать отель лучше на месте. Дешевые отели просто не попадают в сети онлайн-бронирования». Эти её советы, конечно, не относятся именно к Прибалтике, но могут оказаться полезными впредь. Я бы не хотел рушить интригу и дам возможность узнать опыт Ольги вам самостоятельно.
Сфера же личных интересов лежит также в области художественной литературы, психологии и маркетинга. Вот книги, от которых я получил радость, прочитал или читаю в моменте сейчас, в 2022 году:
Не так давно, получил очередную партию книг с Azon.Market. Снял обзорное видео о достоинствах и недостатках. 05.11.2022:
Книга: Бодо Шефер, "Ментальная алхимия".
Книга: Бодо Шефер, "Законы победителей".
Книга: Бодо Шефер, "Я буду зарабатывать больше! Как постоянно увеличивать доходы".
Книга: Владимир Древс, "Миллионер с хорошей кармой".
Книга: Владимир Древс, "Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность".
Книга: Самюэль Хантингтон, "Столкновение цивилизаций".
Книга: Збигнев Бжезинский, "Великая шахматная доска".